Гельман волнуется раз
В очередной раз в России «ущемляют концептуальное современной искусство». В угоду, естественно, политике. Об этом сообщает нам Марат Гельман со страниц своего аккаунта в социальной сети. Дело в том, что его галерею удаляют с территории ЦСИ «Винзавод». По идее, Гельман и его «искусство» должны покинуть помещение к пятому ноября.
Гальерист в своем обращении пишет: «Мы дали пространство для ребят проводивших аукцион, деньги с которого шли узникам болотной и их родным. Ну нашисты повесили баннер антигельмановский - ок, потом кремлеботы начали заполнять твиттер твитами «ждем когда Гельман сделает аукцион в пользу ИГАЛ» - ок, посмеялись. Но через два дня мы получаем письмо о расторжении договора по надуманному предлогу. Очевидно, что причина - благотворительный аукцион».
В общем, Гельман в этом видит сугубо политику и давление на себя «путинского режима», в первую очередь, за проукраинскую позицию. Хотя, конечно, это странно. Если тебя выгоняют даже по надуманному и политическому поводу страшные кремлевские чиновники, то зачем до этого тратиться на какие-то баннеры и их демонстративное развешивание? Такая активность, понятно, привлечет к тебе и к твоей галерее медийное внимание. Сделает событийную канву с закрытием галереи более резонансной.
Впрочем, у владельцев «Винзавода» есть более прозаическое объяснение причин отказа Гельману в продолжении аренды. Например, систематическая неуплата. И проведение мероприятий, которые не соответствуют ни деятельности самого ЦСИ, ни, собственно, заявленным целям галереи Марата Гельмана.
В официальной рассылке «Винзавода» говорится буквально следующее: «За последние несколько лет галерея несколько раз меняла свое название и формы деятельности. Не всегда художественная составляющая была в приоритете. Выставочное пространство галереи Марата Гельмана неоднократно использовалось в сторонних целях, не имеющих прямого отношения к искусству, к тому же имело место нарушение порядка выплаты арендной платы. Более того, 21 октября из официальной рассылки галереи мы получили информацию об открытии на территории эмиграционного центра Черногории, что послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора».
В общем, как и во многих других случаях, которые касаются разного рода либеральных несистемных деятелей, речь идет, в первую очередь, об элементарной недобросовестности. И политика здесь совершенно не при чём.
Кстати, с Черногорией в данном случае всё более чем интересно. Как пишут разные либеральные сторонники галериста, «самому Гельману, как всем прекрасно известно, есть чем заняться в Черногории». Дело в том, что «культурный деятель» в этом году со всей семьёй переехал в Будву, где занимается созданием и открытием «Dukley Art Community», некоего европейского культурного центра. В общем, примерно того, что было на «Винзаводе», но только масштабнее и за большие деньги.
В этой связи очень интересно, будут ли в новой галерее Гельмана представлены такие экспонаты, как «модель церкви с куполами из клизм», например, ну и прочее «концептуальное искусство», которым славятся выставки галериста. Впрочем, есть мнение, что в Черногории Гельман занимается уже не только искусством. Потому что открытие эмиграционного центра на территории ЦСИ, связанного именно с Черногорией, говорит уже об определенном политическом влиянии.
Если же посмотреть на политическую карьеру Гельмана, то становятся понятны некоторые закономерности в его постоянном лавировании. Нигде он не задерживается более чем на пару лет. На первом канале работал с 2002-го по 2004-й. В Фонде Эффективно Политики, ныне практически покойном, Гельман работал с 1995-го по 2002-й. Продал в итоге свой пакет акций из-за того, что «ФЭП стал информационным департаментом Кремля». Но, следите за руками, в 2010 году Гельман становится руководителем проекта «Культурный альянс», который курирует «Единая Россия». Отказывается от сотрудничества с ЕР традиционно быстро, уже в 2012 году.
В общем, если посмотреть на биографию галериста, то выяснится неожиданное. Во-первых, не такой уж он принципиальный и последовательный борец с режимом, каким хочет выглядеть в своих публичных заявлениях. Во-вторых, в силу характера или каких-то иных психологических причин, Гельман не способен заниматься каким-то одним проектом на протяжении достаточно долгого времени. То есть, пара лет там, пять лет в другом месте. Выступает он, при этом, как наёмник. Может работать с властью, может с коммерческими структурами, может - с политтехнологами. Неизменно то, что уходит он из этих структур и от этого сотрудничества практически всегда со скандалом.
В общем-то, и в случае с «Винзводом» всё укладывается в эту Гельмановскую логику. Человеку на каком-то этапе, видимо, надоело заниматься собственной галереей в Москве и он начал банально саботировать процесс. Нарушать устав, не платить аренду. В итоге - получите политический скандал.
Для чего? А в логике Гельмана такие скандалы - это тоже «современное искусство», жизнь как бесконечный балаган. Вопрос в том, что знаменитый галерист уже так попрыгал с места на место, что в его драматическое заламывание рук похоже не особо верят даже либеральные авторы, которые выступают с горячей поддержкой.
В общем, удачи Черногории с Гельманом на ближайшие, максимум, года два-три.
Анатолий ЦУБ
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...