Павленский вызвал огонь на себя
Петр Павленский, «современный художник», который во времена оные заматывался в колючую проволоку, а потом прибивал себя за причинные места к Красной площади, устроил очередную «акцию». На этот раз поджег двери здания ФСБ в Москве, на Лубянке.
В общем-то, если рассуждать, абстрагировавшись от персоналий и политического контекста, есть мнение, что Пётр серьёзно болен. Ну, с позиций клинической психиатрии. И весьма возможно, что экспертизу ему устроят. Благо на него по факту последней «акции» завели уголовное дело. И процесс, понятным образом, будет резонансным. О резонансе вокруг поджога стоит поговорить отдельно. Благо реакция показательная. Выступают в защиту «художника» совсем не его коллеги по творческому цеху, а несистемная либеральная оппозиция. Понятно, что она дружно вопит, что «это искусство, руки прочь, он так видит». Но сам факт принадлежности к около-политической сфере всех защитников Павленского хрестоматиен.
Впрочем, давайте о персоналиях. Например, по Сети уже распространились слова пресс-секретаря Ходорковского, о том, что «Павленский - офигенный».
Марат Гельман, который то ли злостный неплательщик аренды, то ли деятель от «современного искусства» тоже поспешил высказаться на тему «невинно преследуемого художника»: «здесь, конечно, очевидна символика: двери Лубянки - это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят». Гельману, кстати, надо отдать должное, он говорит о политическом смысле всех акций «художника» напрямую. Но вот что важно понимать, Павленского сейчас будут судить, не как «художника» и не за «политику», а за банальнейший вандализм. По этому поводу возмущение в либеральных кругах достигло критической точки. «Какой такой вандализм!?», - вопят они. Как можно?
Можно, граждане. Благо выходцы из вашей среды относятся к подобного рода акциям, направленным против вас самих ещё круче. И, да, привлекают для этого ту самую «карательную, государственную машину». В 2012 году на здании, где находился тогда офис «Мемориала» появилась надпись: «Иностранный агент». Никто, заметим, ничего не поджигал, не устраивал непоправимого вреда имуществу, не создавал потенциально опасной ситуации. Но что сделали руководители «Мемориала»? Правильно, «руководитель "Мемориала" Олег Орлов уже написал в полицию заявление с просьбой возбудить уголовное дело по статье "вандализм". Об этом правозащитник сообщил агентству "Интерфакс". Появление надписи в обществе расценили как "сознательное оскорбление памяти миллионов людей, погибших в ГУЛАГе"».
И ничего, и не жмёт, как говорится. То есть, у этих людей, когда надо - вандализм, а когда Павленский или какая-нибудь «Война» - это искусство. Кстати, про ту же «Войну» стоит вспомнить. В Сочи девушкам перепало нагайкой от казака. Думаете, кто-нибудь расценил этот акт, как художественную акцию арт-группы «Казаки»? Нет, «вандалы и бородатые варвары», звучало со всех сторон. И дело, помнится, тоже завели. За хулиганство и побои, если память не изменяет. По отношению к казаку, конечно.
Что касается «художественной ценности» перформанса Павленского, то и здесь «не всё так однозначно» даже в либеральной среде. Видимо у кого-то там уже сдают нервы от увиденного.
Так Антон Красовский высказался в своем блоге на сайте «Эха Москвы»: «Грустно от того, что публика не оставляет народу шанса поверить в свою нормальность. В то, что другие люди, в публику не затесавшиеся, могут оказаться и не хуже. А - иногда - Господи, ну этого не может быть просто - и лучше. Чекисты - все мрази, - жечь их. Военные - скоты. Менты - детоубийцы. В Кремле - кровопийцы. Народ весь - сволочь, и только Гаага нас спасет. Есть высший суд, он ждет.
Вы - считающие нормой и красотой - прибитые к брусчатке яйца и подожженную дверь дома в центре Москвы, вы, нюхающие кокаин по сортирам недорогих пабов, вы - не платящие налоги, крайне мало и очень не интересно работающие за деньги какого-нибудь отъехавшего олигарха, вы, удовлетворенно наслаждающиеся красненьким за 150 долларов после смелого антипутинского шествия, вы жульничающие, мелко-подличающие, уходящие в запой, упивающиеся ленью, глупостью, своим пустозвонством, вы стареющие вместе со своими надеждами отказываете народу быть такими же, как и вы - нормальными».
Другие, впрочем, ехидничают о плагиате, переживают "вспомните Одессу, он же "майданный" или откровенно глумятся "если бы он прибил к двери ФСБ свой хрен, то это был бы настоящий "хрен в плену у ФСБ", иронично предлагая Павленскому "прибиться мошонкой к дверям ФСБ, облить бензином вокруг и зажечь - вот это будет могучий перфоманс".
И, кстати, самое интересное с вандализмом, художественной ценностью и либеральным заламыванием рук «прогрессивной общественности» в том, что вот ровно те же люди всей душой хотели, чтобы сел Дмитрий Энтео. Примерно за то же самое. За разгром очередной выставки современного искусства. Но, давайте уже будем последовательны. Энтео нахулиганил, свою административку получил и продолжает "расследоваться", «Война» в ХХСе нахулиганила с отягчающими потому, что это ХХС, то есть культовое здание. И свою «двушечку» получила.
Павленский не совершил некий прорыв в искусстве, он, по сути, и вторичного искусства и творческого акта не совершил. Он просто поджег дверь управления одной из правоохранительных структур в нашей стране. И вот ровно за это его и будут судить.
А все остальное - это разговоры для отвлечения внимания, от сути. Кстати, безотносительно политики, в очередной раз становится искренне жаль, что монополию на «современное искусство в России» удерживают такие вот «художники».
Анатолий Лантов
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...