Наши
сообщества

Спецслужбам разрешили стрелять как на Западе

Просмотров

Сегодня Государственной Думой РФ были внесены поправки в закон «О федеральной службе безопасности». В третьем чтении было принято изменение, разрешающее служащим ФСБ стрелять при скоплении людей для предотвращения теракта, освобождения заложников, а также для «отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты органов государственной власти».

Всего таких случаев применения оружия, физической силы и спецсредств - одиннадцать. По словам инициаторов законопроекта, в первую очередь поправки в сторону ужесточения закона связаны с защитой жизни и здоровья мирных граждан, а также для обеспечения безопасности населения.

Ирина Яровая, одна из инициаторов проекта, так прокомментировала ввод новых поправок еще во время первого чтения: «К сожалению, мы имеем факты участия женщин в грабежах, разбоях, преступлениях террористической направленности (в прошлом году было зафиксировано шесть случаев), в том числе пособничество и захват заложников».

При этом, глава комитета Госдумы по безопасности сослалась и на международный опыт: «нормы международного права, а именно кодекс поведения правоохранителей, принятый на площадке Организации Объединенных Наций, и европейское законодательство сегодня по сравнению с российским законодательством дают гораздо более серьезные полномочия правоохранителям для обеспечения общественной безопасности и защиты жизни граждан. Применение оружия против террористов - это мера, которая обеспечивает защиту жизни и безопасности людей».

При этом правоохранители не будут нести ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям, если действовали строго в рамках федерального законодательства и «по основаниям и в порядке, которые установлены законом». Возможное возмещение ущерба будет в таких случаях брать на себя государство, средства на компенсацию будут выделаться из федерального бюджета и также в соответствии с законодательством РФ.

При этом в законе четко оговорено, что сотрудникам запрещается применять оружие на поражение в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних. Исключение составляют только случае вооруженного нападения на правоохранителей со стороны данных групп лиц.

Либеральная общественность, естественно, уже возмущается и интерпретирует новые поправки к закону однозначно: «ФСБ разрешили стрелять по женщинам и детям». Однако если посмотреть с правовой точки зрения, то четкое проговаривание моментов, когда сотрудник органов может открыть огонь на поражение, напротив, ограничивает действия представителей госслужб и вносит предельную ясность в правовые отношения в данном вопросе.

Как пояснил другой автор законопроекта, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров: «закон не дает им (сотрудникам ФСБ) никаких преимуществ по отношению к другим правоохранителям», более того, «мы посмотрели, как другие силовые структуры применяют оружие и спецсредства в случае нападения на их сотрудника или охраняемый объект. Ничего тут (в законе) такого нового нет, что бы давало сотрудникам ФСБ какие-то преимущества по отношению к другим правоохранителям», - почеркнул парламентарий.

Суть же законопроекта, по мнению депутата в том, что теперь «сотрудники ФСБ должны соотносить применение оружия против террористов или любых лиц, с теми последствиями, которые могут наступить, если эти меры не будут приняты». По его мнению, такие меры оправданы, поскольку, «пускай это даже женщина, но у нее - взрыватель, и она собирается взорвать самолет с детьми и женщинами. Что делать сотруднику? Конечно, применять оружие».

Ирина Яровая подтвердила слова Виктора Орлова: «российское законодательство с внесением поправок сегодня дает законное право защиты общества от террористической угрозы и организованного вооруженного нападения, что вполне обосновано и справедливо с точки зрения ценности человеческой жизни». По её словам, «законодательство, которое мы с вами сейчас обсуждаем, это законодательство, которое обеспечивает возможность правоохранителям спасать жизни людей от террористических посягательств и от вооруженных организованных нападений. Правоохранитель всегда действует только против преступника и в законе это четко оговаривается. Все пресекательные меры, которые имеет право применять сотрудник - это меры, которые направлены исключительно против опасного преступника, цель которого - уничтожение жизни людей».

Иными словами, ужесточение законодательства понятно и с точки зрения охраны общественной безопасности. Поскольку в последние месяцы в нашей стране, в силу операции РФ против ИГИЛ в Сирии, существенно возросла угроза терактов. Иными словами, пресловутые «мироне граждане» могут оказаться совсем даже не «мирными».

Как сообщил член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов, новые поправки лишь вносят в федеральное законодательство те инструкции, которые уже и без того существовали и активно использовались представителями российских спецслужб еще с начала девяностых годов прошлого века. И такой вывод из тени и без того существующих директив - это, скорее, ход в сторону публичности законодательства и построения нормального правового государства с понятными, четкими и прозрачными законами.

Кстати, новый закон, помимо новых правил поведения в экстренной ситуации, накладывает и определенные ограничения на сотрудников спецслужб. Теперь установлен запрет для работников ФСБ и членов их семей на счета за рубежом и пользование иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач разведывательной деятельности. Что, в общем-то, в нынешней внешнеполитической ситуации тоже весьма логично.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы