"Иностранным агентам" навели резкость: Уточнено понятие политдеятельности НКО
Сегодня группа депутатов всех думских фракций, возглавляемая главой комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным, внесла на рассмотрение Госдумы проект закона, уточняющего понятие «политическая деятельность» для некоммерческих организаций (НКО).
Этих поправок все ждали очень давно, поскольку расплывчатость некоторых формулировок в текущем тексте закона, с одной стороны, препятствует отлаженной правоприменительной практике, а с другой - дает массу лишних поводов для критики. В первую очередь, разумеется, со стороны самих «иностранных агентов» и им сочувствующих.
Основные поправк, согласно заявлению Плигина журналистам, вносятся в закон «О некоммерческих организациях»: «Вносится проект федерального закона, где дается определение форм политической деятельности... Дается полная и точная трактовка, что значит некоммерческая организация, за исключением политической организации, занимается политической деятельностью». Законодательная инициатива, по его словам, была разработана в ответ на вопрос, что отнести к политической деятельности, в том числе - в контексте определения статуса "иностранного агента" для НКО.
Если поправки будут приняты, формулировки в тексте закона, наконец, станут точными и не оставляющими места для двусмысленных трактовок. Что, с одной стороны, будет препятствовать злоупотреблениям, а с другой - и это, на самом деле, куда более актуальная проблема - поможет, наконец-то, если не прекратить, то купировать бесконечные стенания о том, что в «иностранные агенты» записывают всех подряд, включая сугубо благотворительные организации, никак не соприкасающиеся с политикой.
"Иностранным агентом", как мы знаем, называются организации, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью. Только эта деятельность трактовалась слишком широко - и часто возникали в судах коллизии, которые имели общественный резонанс",- напомнил Politonline.ru заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
"Этот закон не запрещает, этот закон просто регулирует эту деятельность. Но поскольку довольно часто в список так называемых иноагентов попадали организации, которые не считали, что они проводят какую-либо деятельность, возникали эти спорные, скандальные ситуации. И мы в совете по правам человека довольно часто возвращались к этим сюжетам, особенно, на встрече с президентом",- добавил он.
"Теперь же определение политической деятельности в этом законе будет существенно уточнено. Там будет такая матрица: цели деятельности, сферы деятельности, виды деятельности. Это поможет инстанциям, которые будут принимать решения по отнесению той или ной НКО, получающей иностранное финансирование к разряду занимающихся политикой по четким и конкретным критериям",- рассказал эксперт.
"Поправки вводятся в связи с тем, что когда мы предыдущий раз меняли закон - возник термин "политическая деятельность". И очень многие правоохранители и правоприменители, граждане, активисты по своему представляли понятие политической деятельностью - из-за чего возникали правовые коллизии",- заявил Politonline.ru соавтор проекта, депутат Максим Шингаркин.
"Вот для того, чтобы у нас таких разночтений не было, мы взяли и буквально по пунктам расписали понятными терминами - что такое сама политическая деятельность, что такое участие в политической деятельности. Поправки просто конкретизируют ранее принятое положение закона - который действует на моей памяти уже два года",- заключил он.
И действительно, уточнение определений, позволяющее сделать правоприменительную практику так называемого «закона об иностранных агентах» более четкой, прозрачной и верифицируемой - ключевая задача вносимых поправок. Разумеется, критики закона все равно не будут довольны, поскольку те, кто является иностранными агентами, ими и останутся, при всех поправках. Стоит, впрочем, напомнить, что присвоение этого статуса, который наша «внесистемная оппозиция» расценивает чуть ли не как политическое преследование, никак не дискриминирует его носителя. Единственное, что обязаны делать НКО-иностранные-агенты, по сравнению со всеми прочими - это раскрывать источники зарубежного финансирования, предоставляя о них подробную отчетность.
На самом деле, чистоплотная и порядочная общественная организация старается быть как можно более прозрачной и открытой в своей финансовой отчетности сама, безо всяких законов. Что может вызвать возмущение в необходимости подобных действий - как не было ясно в момент принятия первой версии закона, так неясно и до сих пор. Ряд критиков видит в присвоении подобного статуса репутационный ущерб для НКО, ставших его обладателями. Но, надо заметить, нераскрытие источников финансирования, маскировка политической деятельности под гуманитарную, неготовность открыто и прозрачно освещать собственную деятельность - наносят репутационный ущерб по факту своего наличия.
Государство же, со своей стороны, имеет полное право знать и видеть, на какие средства и из каких источников осуществляется политическая деятельность на ее территории. Это - вопрос национальной безопасности. И думают о ней отнюдь не только в России. Аналогичные нашему закону юридические меры не так давно собрались принимать в Израиле (). В США - запрещено финансирование деятельности политиков и партий из-за рубежа, по этому поводу там сейчас еще не отгремел скандал вокруг семейства Клинтонов, чей благотворительный фонд принимал иностранные пожертвования в бытность Хилари госсекретарем.
"В Великобритании новый закон о лоббировании ввел жесткие лимиты на расходы НКО во время предвыборных кампаний, что, таким образом, позволило уменьшить их роль как источника финансирования предвыборных и политических кампаний",- поясняет доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский на страницах "Взгляда". "На примере Европы, очень часто можно говорить и о наличии «фальшивых» гражданских инициатив (астротурфинг). Одним из ключевых инструментов влияния США на политику ЕС являются НКО, которые продвигают необходимые идеи и предложения вне открытой связки с американскими властями и компаниями",- привел он еще один пример.
"В США в нескольких штатах гражданские инициативы определены как одна из форм лоббирования интересов. Законы о лоббировании, затрудняющие развитие «grassroot»-движений, существуют в 36 штатах",- добавил политолог.
Вмешательство иностранцев в политический процесс в Штатах не любят настолько, что периодически гоняют даже иностранных наблюдателей на выборах. И никакие международные контролирующие органы не могут этому помешать: США никто не указ - и они делают для своей нацбезопасности все, что считают нужным. Вводят любые запреты, нарушают право своих граждан на частную жизнь, развязывают войны по миру.
В России же пока ничего не запрещают и никого не выгоняют, всего лишь просят НКО предоставлять государству и гражданам полную и достоверную информацию об их деятельности. Это ведь на самом деле нужно не только для правоохранительных органов и властей, но и для простых граждан, чтобы они легко понимали, с кем и чем именно имеют дело в лице данной организации.
Нынешние же поправки, внесенные депутатами во главе с Владимиром Плигиным, позволят сделать эту информацию еще более точной и объективной. Статус «иностранного агента» - не пугалка, не наказание и не «осуждающее клеймо» на лоб. Это вполне определенная информация о деятельности НКО и запрос на предоставление таковой информации. И здесь само государство, запрашивая от НКО точную и прозрачную информацию, хочет быть максимально точным и прозрачным. Так что поправки ,в некоторой степени, подают положительный пример НКО, к которым исправленный закон впоследствии будет применяться.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...