Правый распил. Как Навальный СПС к успеху привел
Совсем скоро думские выборы, и сегодня мы вспомним одну интересную историю, имеющую отношение к позапрошлой избирательной кампании 2007 года.
Речь пойдет об уголовном деле, которое пока не доведено до суда, но и не прекращено: дело о ста миллионах партии «Союз правых сил».
Напомню, что избирательный блок «Союз правых сил» (СПС) был формально учрежден 24 августа 1999 года несколькими «младореформаторами» - Немцовым, Гайдаром и другими. В 1999 году СПС прошел в Госдуму, набрав 8,5 % голосов.
14 декабря 2001 года на съезде было принято решение о преобразовании в политическую партию «Союз правых сил». В 2003 году, несмотря на все привлеченные финансовые ресурсы, концерты для молодежи и обилие рекламы, партия с треском провалилась на очередных выборах в российский парламент.
На выборах 2007 года одним из основных подрядчиков СПС в части предвыборных технологий стал Алексей Навальный, который уже тогда был знаком с Никитой Белых, руководившим партией с 2005 года. По итогам успешно проведенной кампании партия СПС набрала 0,96 % голосов проголосовавших избирателей, что стало абсолютным антирекордом для правых.
Как это было?
Перед выборами СПС решает провести рекламную кампанию, проведение которой предсказуемо доверил фирме Навального ООО «Аллект». С «Аллектом» были заключены 3 договора - на изготовление, размещение и распространение плакатов, и договор на передачу права на заключение договоров аренды рекламных конструкций с третьими лицами.
Согласно отчетности СПС в ЦИК по трем этим договорам за период с 11.05.2007 по 19.09.2007 партия перевела на счета ООО «Аллект» почти сто миллионов рублей:
При этом сама фирма «Аллект» (как и впоследствии «Главподписка» по делу Ив Роше, человек верен себе) не обладала собственным штатом и иными ресурсами для выполнения договора, и никогда не вела экономической деятельности.
Спрашивается, зачем было привлекать бесполезного подрядчика, когда размещением рекламы мог заниматься с тем же успехом сам штаб СПС? Полученные деньги перечислялись другим фирмам с признаками однодневок (они, по странному стечению обстоятельств, были ликвидированы вместе с ООО «Аллект»).
Как следует из переписки Навального, к этой работе он привлек родственников:
Оценить, по каким основаниям перечислялись деньги от ООО «Аллект» контрагентам, можно по этому счету:
Ни ссылок на договор, ни на иной оправдательный бухгалтерский документ. Просто - «за рекламные услуги». При этом в почте Навального имеется еще один документ, который он в октябре 2007 года отправлял Марии Гайдар.
Это отчет за сентябрь - таблица с указанием расходов на кампанию, но она почему-то представлена в двух экземплярах. В одном варианте расходы больше, в другом - меньше:
И это не комиссия за услуги, которая должна была составлять, со слов Навального, 5% от перечисленных сумм.
Это завышение стоимости услуг, которое обычно называют «распилом». Несмотря на все перечисленные доказательства, руководство СПС в лице Никиты Белых отрицало, что фирме Навального переводились какие-то деньги.
Вот содержание диалога телеведущего Владимира Соловьева и Никиты Белых в твиттере за пару лет до того, как последний угодил за решетку:
Белых: а что тебя по деньгам интересует? Спроси у меня
Соловьев: Навального ты нанимал? На какую работу? Сколько денег? на что потрачены?
Белых: Володя. Еще раз. Это были мои деньги. Кампания по наружке была свернута. Никаких денег через Навального не шло. В чем вопрос?
Соловьев: а был ли перевод фирме Навального ООО Аллект?
Белых: Нет
Соловьев: а проводка осталась. Не понятно. Если верить публикациям.
Белых: ок. Удачи тебе.
Сам Навальный не отрицал факт получения денег, а упирал на то, что потерпевших нет, а стало быть, не может быть и дела о мошенничестве. Отсутствие потерпевших с учетом позиции Белых неудивительно, однако, в соответствии с нормами УПК РФ, запрещается возбуждение дела без заявления потерпевшего только в том случае, если потерпевшим является коммерческая организация.
Партия - организация некоммерческая, а стало быть под эту норму не подпадает. Любопытно отметить, что Навальный вел рекламную кампанию СПС, на тот момент входя в партию «Яблоко» (из нее он был исключен в декабре 2007 года).
Согласно уставу «Яблока», член партии обязан "Ставить в известность руководящие органы регионального отделения либо Партии о своем участии в работе других политических партий, создаваемых (учреждаемых) ими или их структурными подразделениями средств массовой информации, организаций и предприятий, а также предвыборных штабов кандидатов от других политических партий."
Навальный нарушал принятые на себя обязательства и работал на прямого конкурента своей партии - причем работа эта вызывает массу вопросов по линии финансов.
В пользу версии о распиле свидетельствует тот факт, что после кампании у Навального внезапно появились свободные деньги - в 2010 году он планировал вложить в проект в Черногории 300-350 тысяч евро.
Откуда еще несчастный функционер московского «Яблока», который вел передачу на «Эхо Москвы» про лужковскую застройку Москвы, мог взять такие деньги?
Может быть Навальный оказал СПС какие-то особо креативные услуги, придумывал удачные агитационные плакаты?
Полюбуйтесь на примеры визуальной пропаганды СПС:
Шедевром творчества пиарщиков СПС стал фильм Марии Гайдар под названием «Путин-дявол».
Неудивительно, что с такими горе-технологами, как Навальный, и «бьющей в точку» агитацией СПС набрал на выборах-2007 менее 1% голосов, фирма «Аллект» была спешно ликвидирована, как и сам СПС, а финансовая отчетность - уничтожена.
Этим и объясняется тот факт, что объявление до сих пор никому не предъявлено. Однако, учитывая недавний арест Никиты Белых по обвинению во взятке, не исключен вариант, что дело о «деньгах СПС» получит ключевого свидетеля и закончится обвинительным приговором.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...