Наши
сообщества

Эксперты: С чем пришли партии к дню голосования

Просмотров

В связи с тем, что день голосования на выборах в Государственную Думу наступит уже послезавтра, а завтра - «день тишины», следует подробнее поговорить о том, какой именно была эта кампания и с чем партии и кандидаты вышли на финишный отрезок.

Существенно поменяла свою избирательную стратегию «Единая Россия». Ход с праймериз партии оказался весьма удачным. Во-первых, произошла мобилизация населения. Притом оказалось, что российское общество с большим вниманием и ответственностью относится к тому, кто попадет от «партии власти» в Государственную Думу Российской Федерации. Стоит напомнить, что на участки предварительного голосования пришло более 10 миллионов человек по всей стране. На некоторых участках элементарно не хватало бюллетеней.

При этом второй эффект от праймериз заключается в том, что состав кандидатов в депутаты от ЕР существенно обновился. Изменения настолько масштабны, что можно предположить семидесятипроцентное обновление депутатов Государственной Думы. Иными словами, ротация кадров, пресловутая смена лиц во власти, состоялась уже по факту и прошедших праймериз, и грядущего голосования.

При этом, в отличие от прошлой думской кампании, ЕР взяла в качестве основной модели агитации прямую связку «ЕР - партия Путина», что также послужило повышению её рейтинга. Но это скорее возвращение к кампаниям 2003 и, отчасти, 2007 года. Что действительно оказалось новым, так это ставка на конкретных людей и их непосредственную встречу с избирателями. И это те самые «новые лица», которые работали с электоратом на праймериз. Иными словами, главный упор партия в этом сезоне сделала на обновление и на максимальную конкретику. Вплоть до непосредственно каждого кандидата, который вступил в прямой диалог со своими избирателями.

Другие партии также попытались сделать нечто подобное. Но если говорить о «новых лицах» той или иной партии, то получилось только у ЕР. Что касается парламентской оппозиции, то здесь в плане имиджа ЛДПР - это по-прежнему Жириновский, КПРФ - Зюганов и «старые проверенные партийные товарищи», СР - всё те же, что и всегда, плюс ряд представителей очень крупного бизнеса в партийных списках. Что, кстати, вызывает по поводу идеологии «Справедливой России» отдельные вопросы, но это несколько иная тема.

В более или менее известных непарламентских партиях картина схожая. Несмотря на то, что Явлинский теперь не глава «Яблока», он все равно прочно ассоциируется с лицом и главой партии. В ПАРНАСе неизменно, и вопреки всему, Касьянов, которого тоже не назовешь «новым лицом» в политике.

Еще одним кардинальным изменением в стратегии ЕР стала минимизация административного ресурса. В 2007 году региональные списки партии возглавляли 64 руководителя регионов (списков было 83). На выборах в 2011 году действующие главы регионов возглавляли 54 из 80 региональных групп, а еще 7 групп ушли федеральным чиновникам.

Сейчас главы многих регионов демонстративно дистанцируются от участия в кампании, и, даже участвуя, не напирают в агитации на свою персону, в качестве лидера партии в регионе, давая информационное пространство победителям партийных «праймериз». В целом участие в кампании на всех уровнях принесло «Единой России» свой процент избирателей. Например, участие в дебатах, начиная с муниципалитетов и регионов и заканчивая федеральными телеканалами.

Как отмечают эксперты, в целом рейтинг ЕР растет именно там, где кандидаты встречаются с избирателями непосредственно, а не используют только традиционные методы агитации типа билбордов, листовок, плакатов, не выходя на живой контакт. И встречаясь с избирателями в непосредственной, живой, и подчас агрессивной обстановке, а не в ДК со специально отобранным электоратом. В этом контексте полностью оправдываются слова Вячеслава Володина о том, что двор - это единица политического пространства.

Отмечает этот уклон на «локализацию повестки» и член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. По его словам, «нынешняя избирательная кампания действительно отличается гораздо меньше скандальностью и скорее всего, это связано с тем, что нынешнюю повестку избирательной кампании принято называть региональной.

Это означает, что круг осаждавшихся вопросов в общем и целом был подчинен и касался насущных проблем волнующих избирателей и такая повестка в полной мере соответствует тому запросу, был выявлен социологами у избирателей, то есть запросу на первоочередное внимание к социально-экономическим вопросам. Значит, такая повестка ориентировала участников избирательной кампании на разговоры по существу и это само по себе ограничивало возможность для того, чтобы для использования различных чисто политтехнологических приемов и приемов информационной войны для привлечения внимания избирателей».

Эксперт особо отметил, что «важную роль сыграло так же, что выборы проходят по новым правилам, эти новые правила сформулированы в виде трех слоганов, мы их все уже запомнили, это конкурентность, прозрачность и легитимность». Что интересно, ЕР сыграла в этот раз и на общее повышение конкурентности избирательных процессов. Партия не выставила кандидатов по 19 одномандатным округам. По мнению ряда экспертов, это может дать другим партиям до пяти процентов рейтинга, в случае победы их кандидатов на этих территориях.

"Эта кампания отличается тем., что в ней "решали" люди, а не деньги - законодательство запретило депутатам, в том числе и областным депутатам, иметь счета за границей, ужесточилось требования по декларации, большое количество бизнесменов, они уже и до выборов перестали быть депутатами",- делится политолог Олег Матвейчев. "Очень много депутатов, что называется, стали использовать вместо денег, вместо рекламы собственные ноги, они пошли в народ, было много встреч, дебатов, и теледебатов, и радиодебатов",- напомнил он.

В целом же курс на снижение количества нарушений и на повышение прозрачности избирательных процедур в рамках кампании отмечают даже оппозиционные эксперты.  Немалую роль в этом сыграла Элла Памфилова, новая глава ЦИК. Она непосредственно курировала проблемы в ходе кампании, возникшие в Питере, Московской области. Делегации ЦИК ездили и на местах разбирались в ситуации в Самарской области, в Новгороде было восстановлено в допуске до выборов отделение партии «Яблоко». Равно как и отделение ПАРНАС в Петербурге.

Позитивные результаты работы ЦИК особо подчеркнул и Алексей Зудин: «Достаточно жестко и последовательно в ходе всей избирательной кампании действует ЦИК, который оперативно реагирует на возникающие проблемы, вмешивает и использует свои полномочия для того, чтобы снижать конфликтный потенциал, связанный с возможным нарушением избирательного законодательства и это тоже работало на понижении скандальности».

При этом важно отметить, что только 10% нарушений от ассоциации «Голос» нашли свое подтверждение. Применительно к «Голосу» - это уже политические процессы не только выборов, но и повестки вообще, равно как и доверия электората. Сейчас протесты «Голоса», его доклады и прочие «обнаруженные вопиющие нарушения» не вызывают никакого доверия у избирателей. Больше верят работе ЦИК и Памфиловой. Что говорит о повышении доверия к действующим государственным институтам, и снижении внимания электората к информационным вбросам «независимых» структур типа «Голоса».

Единственная волна, которую более или менее удалось поднять критикам нынешней кампании, это голосование по открепительным удостоверениям. Однако в ходе этих выборов количество голосующих таким образом резко сократилось. Как отметила Элла Памфилова, «абсолютно не понятна эта истерика по поводу открепительных удостоверений. Нет никакой массовой выдачи этих открепительных удостоверений. У нас всего по стране выдано 271 188 открепительных удостоверений из 3 миллионов, это менее 9%».

В результате курса на повышение конкурентности до выборов в ГД допущено 14 партий, что в два раза больше, чем в прошлую кампании. При этом обнаружилась и интрига в связи с «партией номер два». Ряд социологических исследований говорит о том, что такой политической силой может стать ЛДПР, которая на прошлых выборах была четвертой по численности в ГД РФ.

На четвертое место при этом опускается «Справедливая Россия», которая, к слову сказать, многообещающе провела кампанию прошлого года в региональные органы власти, но в силу странностей в списках сейчас теряет доверие избирателя.

В целом же повышение доверия к ЛДПР и стабильность рейтинга ЕР говорят о том, что избиратель отходит от «идеологий прошлого», социализма и коммунизма, но поддерживает непреложный и вневремнной курс на патриотизм и стабильное развитие. То есть, электорат, отвлекаясь от недавнего прошлого страны, смотрит в будущее на основе вечных ценностей, например, любви к Родине. А именно эту идеологию сейчас ретранслируют и ЕР, и ЛДПР.

Конечно, в последний момент может «выстрелить» и электорат КПРФ. Для этой партии такое повышение мобилизации в последние дни кампании характерен. Однако, в любом случае, какими бы ни были результаты голосования, уже сейчас можно сказать, что задача по повышению открытости, легитимности и конкурентности, поставленная перед политической системой страны в ходе нынешней кампании, была выполнена.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы