Наши
сообщества

Почему "поколение ЕГЭ" тотально опозорилось

Просмотров

Российские студенты не знают даже ключевых моментов истории России, сообщили специалисты НИУ ВШЭ, которые провели исследование среди студентов московских вузов.

По их словам, дети, родившиеся в конце 1990-х - начале нулевых ,почти ничего не знают о событиях столетней давности. В опросе принимали участие как сдававшие, так и не сдававшие единый госэкзамен по истории. Итоги исследования показывают, что почти четверть из тех, кто предпочел не выбирать ЕГЭ по истории, вообще ничего не знают о ней. Налицо общий низкий уровень исторических знаний студентов.

Заведующая ­лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара и ведущий научный сотрудник этой лаборатории Анна Сорокина пояснили, что на вопрос о том, с какими событиями у респондентов ассоциируется 1917 год, лишь 17% тех, кто не сдавал ЕГЭ по истории, и 31% тех, кто сдавал, смогли дать мало-мальски внятный ответ. 60% не сдававших историю и 67% сдававших ограничились двумя-тремя словами. Пятая часть респондетов вообще не вспомнила про революцию. Они вспонили начало первой мировой войны, восстание декабристов и "Войну и мир".

С 1937 годом дела обстоят еще хуже. . Только 5% не сдававших ЕГЭ по истории и 17% сдававших смогли дать содержательные ответы. У 41% не сдававших ЕГЭ и 21% сдававших с 1937 годом либо вообще не было никаких ассоциаций, либо ассоциации не имели никакого отношения к репрессиям. Были названы даты рождения бабушек или дедушек, приход к власти Гитлера и начало Второй мировой войны. Насчет 1991 года, большинство респондентов ограничились буквально парой слов о том, что произошел распад СССР.

Ассоциаций с 1993 годов у студентов практически никаких. По словам авторов исследования, такие результаты связаны с тем, что в школах уделяется мало внимания именно современной истории России. Кроме того, сыграло роль и акцентирование внимания исключительно на героическом прошлом. Но даже эта информация не доходит до учеников.

Координатор межрегионального профсоюза «Учитель» Александр Кондрашов частично связывает низкий уровень знаний с перегруженностью учащихся и огромным количеством информации - в частности, по истории. По словам экспертов, современные дети не будут знать ни историю, ни любой другой предмет, если учителя будут продолжать пользоваться технологиями прошлого. Дети изменились, изменился и способ восприятия ими информации. Сами учителя отмечают, что старые педагогические приемы перестали срабатывать.

Как писал ivanov-petrov, преподаватели считают, что "раньше дети легче писали изложения и трудней - сочинения. Потому что трудно вообще "придумать" и гораздо легче записать услышанное. Теперь иначе - дети довольно легко пишут сочинения и крайне трудно - изложения. Как говорит учительница - они не понимают. У них разрушена функция понимания текста. Они плохо понимают чужие мысли. Они могут повторить, но не могут пересказать. Математичка говорит о трудностях в геометрии. Нет навыка такого вот мышления, что-то сбоит при переходе от общего к частному. В вузах жалуются преподы - студенты довольно легко повторяют материал, но при попытке задать вопрос на понимание - выясняется: они повторяли, не понимая. Это было и раньше, теперь - первые сигналы с начальных курсов - намного сильней проявляется. Может быть, это надо иначе называть, но пока есть только старые слова. и кажется, будто это нечто "старое".

По его словам, проблема в том, что "произошел культурный сдвиг. О нем много говорят и незачем множить названия - визуальная культура, клиповая, компьютерных игр и т.п. Не важно. Я думаю, симптоматика неверно описана. Они не "не понимают" смысл, а понимают иначе. Я помню, как мне трудно было читать немцев 18 века. Все эти чудовищные длинноты. Почему? Я привык к сюжетной литературе 20 века. Если к 15 странице никто еще не провалился в другое измерение, не убил кого-то или не изнасиловал козу - то, спрашивается, чем он эти 15 страниц занимался? Не описания же природы пересказывать. - Примерно такие чувства испытывает человек, которому надо пересказать текст старой культуры, а он привык... "

Современные дети ищут ключи, пишет эксперт. Для них "текст является набором спрятанных ключей, нужных для понимания ситуации. Если угодно, текст стал инструкцией: из неё вытаскивают нужное для решения конкретного вопроса, но странно читать подряд инструкцию, любуясь стилем. А пересказать инструкцию? А это вообще осмысленное дело - пересказывать то, что едва замечаешь в поисках нужного? ... Они начинают читать иначе и другого ждут от текстов. Они ищут - подсознательно - в конце страницы ключ, который позволит... ну, что-то позволит. Понять следующую быстро. Выйти на новый уровень. Приобрести умение.

С каждым столетием начиная с 17-18 нарастала иная способность: комбинативная. Последовательность ветвится, а теперь и множится - как кажется постмодернистам. На деле - исчезает. Имеется набор элементов, иногда связанных, они сцепляются и пересцепляются всё по-новому. В 19 веке науки были еще предметными, в 20 - аспектными, основанными на методике. Теперь - проектные, конструкционные. Наука не определяется предметом (может быть, его и нет) и методом (может быть, он не оригинален). Она определяется результатом - целью проекта...

Если это клиповое мышление и это недалекое ключевое понимание кажется ущербным - нет проблем. Надо глубже думать над тем, что делаешь, и делать - и культура изменится, и вновь пойдут странные дети, которые будут, к горестному изумлению учителей, легко писать изложение, и несколько затрудняться с сочинением".

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы