Как мы жили бы в случае победы ГКЧП
19 августа 1991 года руководством СССР, из-за самоустранения от каких-либо действий Президента СССР Горбачёва, было принято решение о создании «Государственного комитета по чрезвычайному положению». Решение о создании комитета принял председатель Кабинета министров СССР В. Павлов.
В своем воззвании ГКЧП указывал, что население страны не желает развала государства и отмены государственного регулирования экономики, осуждал политику перестройки и в частности, такие явления как спекуляция и теневая экономика, обещал быстрое наведение порядка и решение насущных проблем экономики.
Комитет планировал лишить власти Горбачёва, отказаться от перестройки и сохранить СССР. Их замысел потерпел неудачу, и страна стала на путь развития, по которому движется и в настоящее время.
А что было бы если ГКЧП удержал все-таки власть и Б. Ельцин не стал президентом? Как страна развивалась бы дальше?
Предлагаем читателям ознакомиться с рассуждениями на эту тему видных политиков и экспертов.
Павел Салин, эксперт Центра политической конъюнктуры:
- Если бы ГКЧП победил, никаких серьезных изменений не произошло бы. Если посмотреть персональный состав путчистов, то очевидно, что у них не было альтернативного плана развития страны. Так что члены ГКЧП посидели бы пару месяцев, а потом их бы скинул или Ельцин, или какой-нибудь иной вождь. Вся обойма тогдашних реформаторов все равно была навязана извне, так что победа ГКЧП просто отсрочила бы историю на очень короткий срок.
Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации:
Никакой попытки переворота в 1991-м вообще не было. Янаев и путчисты устроили что-то вроде вооруженной демонстрации, попытку торга. В случае успеха ГКЧП было бы то же самое, но интересы этих групп были бы учтены - вот и все. Траектория развития страны была бы точно такой же. Механизм этого развития был запущен еще в 1960-1970-х. Было два решения, которые все и предопределили: то, как развернули косыгинскую реформу (структурно уже тогда началась подготовка к приватизации - бюрократическая децентрализация перестраивала ведомства по аналогии с корпорациями), и то, что было решено переориентироваться на экспорт нефти. Все это предопределяет судьбу страны и до сегодняшнего дня. Так что в этом смысле победа или не победа тех или иных сил в 1991 году не имела никакого значения.
Станислав Шушкевич, бывший председатель Верховного Совета Белоруссии:
- Если бы победил ГКЧП, процесс все равно продолжился бы, но мог бы быть югославский вариант. Недавно была рассекречена дипломатическая переписка шведов, и там ни о чем, кроме гражданской войны на территории СССР, вообще не писалось.
Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко»:
Августовский путч двадцатилетней давности был попыткой агонизирующей компартии и части силовиков спасти свои позиции. Одряхлевшее руководство еще брежневского призыва, по сути, пыталось удержать власть, но уже не обладало для этого никаким ресурсами, возможностями, доверием страны, армии, силовых структур. Опереточный характер самого путча и фигуры заговорщиков с дрожащими руками продемонстрировали стране, что режим действительно исчерпал свои ресурсы и кончился, а вместе с собой похоронил и страну.
Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы
Если бы ГКЧП победил, то направление развития, которое мы имеем сейчас, началось бы еще в 1991 году. И, наверное, больше бы преуспело, потому что люди еще не прожили в относительной свободе, не родилось новое поколение. Так что наша ситуация была бы намного хуже. Но и сейчас она довольно печальная, власти делают то, что в свое время хотели представители ГКЧП: мечтают о собирательстве СССР, не считаясь с тем, что бывшие Советские республики, став самостоятельными государствами, отнюдь этого не хотят.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
Мы бы были сегодня впереди планеты всей, если бы ГКЧП проявил характер и волю. Тогда удалось бы нормализовать ситуацию и сохранить страну. И в результате сегодня мы бы добились серьезных успехов, и мир стал бы гораздо стабильнее и устойчивее.
Геннадий Бурбулис, советник Б. Ельцина в 1990-1992 годах, экс-Госсекретарь России
ГКЧП - это трагедия. И победа его сторонников стала бы реальной катастрофой антропологической и геополитической. Распался бы не только Советский союз, но и Россия в том жизненном пространстве, которое есть сегодня.
Владимир Рыжков, политик
При любом исходе, победил бы ГКЧП или проиграл, Советский союз бы развалился. ГКЧП сорвал тот план, который был готов у Михаила Горбачева, а именно - подписание нового союзного договора. Это была авантюра, которая завершилась распадом страны.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...