Наши
сообщества

Православие на грани раскола

Просмотров

Синод Константинопольской Церкви, или, правильнее сказать, Вселенского Патриархата завершился. На нем рассматривались вопросы «автокефалии Украинской Церкви», которые оказались резонансными не только для Русской Православной Церкви, но по мнению ряда экспертов, вообще ставят под угрозу единство Вселенского Православия и ведут к большому расколу.

По сообщению пресс-службы «Киевского патриархата», Синод, прошедший в Фанаре (квартал Стамбула, где находится резиденция Вселенского Патриарха Варфоломея), признал УПЦ КП «каноничной», и, соответственно, снял с Филарета Денисенко анафемы, которые были наложены на него Русской Православной Церковью, за уход в раскол.

В частности, пресс-секретарь УПЦ КП, Евстратий Зоря, со ссылкой на некие «достоверные источники» сообщил о том, что на Синоде в Стамбуле были «удовлетворены апелляции Филарета, а также митрополита Макария». Последний - еще один глава, еще одной неканонической религиозной псевдоправославной структуры на Украине, так называемой УАПЦ.

Впрочем, как оказалось впоследствии, представители «филаретовцев» начали радоваться несколько раньше времени. Как сообщают СМИ, со ссылкой на представителей Вселенского Патриархата, вопрос об автокефалии и о принятии в каноническое общение УПЦ КП отложен. В частности, об этом заявил митрополит Австрийский, экзарх Венгрии Арсений (Кардамакис). Также, он отметил, что «решение о томосе» об автокефалии Церкви на Украине будет принято, когда «наступит подходящее время».

Вопрос будет всесторонне обсуждаться 11 ноября, после прибытия в Стамбул двух «экзархов» Константинопольского Патриарха Варфоломея, которые ранее были направлены им для организации «необходимых мер» для реализации этого шага.

Тем не менее, по итогам Синода на сайте Вселенской Патриархии было выложено официальное заключение, в котором, в частности говорится о том, что процесс предоставления автокефалии будет продолжен, томос о передаче Киевской митрополии Москве от 1686 года отменён, ходатайства Филарета Денисенко и Макраия будут приняты и рассмотрены более подробно. Но уже сейчас в документе говорится, что отлучение Филарета, было «не по догматическим причинам». Заключительным пунктом в документе идет призыв «не захватывать храмы, монастыри и исключить любые акты насилия».

Последний пункт особенно примечателен, поскольку ясно показывает, что в Фанаре прекрасно понимают, что именно они пытаются сделать на Украине и к каким последствиям это приведёт. К слову, храмы там как захватывали, так и продолжают.

Теперь же, что касается остальных пунктов, и что они значат. Фактически, это еще один шаг в сторону церковного раскола, который сделал Вселенский Патриархат. Отмена Синодального письма, как «данного в соотвествии с историческими обстоятельствами» - это вообще песня. То есть, хоязяева своего слова, захотели - дали слово, захотели - забрали назад.

Естественно, что Русская Церковь, и Украинская каноническая Церковь данное решение Константинопольского Синода не примут. Вообще же, оно еще и глубоко антиканонично по духу. Поскольку не может одна Поместная Церковь управлять внутренней политикой и иными делами другой Поместной Церкви.

А патриарх Варфоломей и его Синод пытаются сейчас сделать именно это. И что самое главное, показать всему православному миру, что Вселенский Патриархат -  это такой «православный Ватикан» для которого не существует границ и правил, канонов и порядков, и он может непосредственно управлять всей Православной Церковью, как Папа Римский управляет РКЦ.

Глава синодального информационного отдела Русской Церкви, Владимир Легойда так охарактеризовал решение константинопольского Синода: «теперь официально: Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя.

Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого деяния».

Легойда в данном случае о процессе снятия анафем с «патриарха Филарета».  Тут тоже есть каноническая тонкость. В православии только та Поместная Церковь, которая накладывает анафемы, может их снять. Но Варфоломей сейчас попирает и этот церковный канон. И таким образом, действительно, разрушает все православное каноническое устройство.

Это же подтвердил и профессор Московской духовной академии, Алексей Осипов, который заявил, что «это нарушение всех норм братского отношения между церквами. Даже внутри своей церкви один епископ не может снять прещение, которое наложил другой епископ.

Тем более такое невозможно между поместными церквами. Конечно, этим самым Константинопольский патриарх намерен и дальше осуществлять свою политику в отношении создания новой украинской церкви». При этом эксперт отметил, что вопрос с автокефалией был перенесён потому, что «Вселенский Патриархат не получил должной поддержки других Поместных Церквей, на которую рассчитывал».

Это, кстати, тоже не странно, поскольку, даже если абстрагироваться от канонического права и говорить языком материальных и утилитарных мотиваций, то предстоятели других Поместных Церквей видят, что Фанар хочет попросту силой отбирать части чужих канонических территорий, и если такое можно будет проделать с крупнейшей Православной Церковью, Русской, то что же в итоге ждёт остальные Поместные Церкви в таком случае?

В общем, есть мнение, что мы буквально в паре шагов от глобального раскола, и от того, что Русская Церковь разорвёт евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, наложив на него анафемы.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы