Останутся ли русские в России к 2050 году
В Сети постепенно набирает обороты скандал по поводу резонансных высказываний муфтия Равиля Гайнутдина и протоиерея Дмитрия Смирнова по поводу будущего России и её, если так можно выразиться, религиозно-демогарфической ситуации.
Гайнутдин, в частности, публично заявил, что «по прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане».
И, внезапно, с этим прогнозом согласился глава патриаршей комиссии по вопросам семьи материнства и девства, протоиерей Дмитрий Смирнов. Согласился, правда, в весьма эпатажной форме. Он заявил, что «примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей. Не татары, а именно кавказцы. У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей. Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чечены, ингуши, арабы».
Ну и понятно, что в итоге разверзлись бездны. Блогеры и авторы различных телеграм-каналов поспешили высказать свое мнение. К примеру, в канале «Минправды» пишут, «в данной фразе просто гигантское количество фактических ошибок. Это прямо классическая игра на страхах.
Во-первых, совершенно не понятно, каким образом могут исчезнуть россияне, если "здесь будут жить чечены, ингуши". Ведь они тоже являются гражданами России, а значит россиянами. Смирнову надо было не стесняясь использовать слово "русские", если он закладывал хоть какой-то смысл в свое высказывание. Во-вторых, резкое увеличение численности чеченцев и ингушей совершенно нереально. Несмотря на высокую рождаемость в этих регионах, на данный момент численность чеченцев составляет всего полтора миллиона человек. А ингушей в России вообще живет всего 444 833 человек. То есть это два крохотных народа без каких-либо серьезных демографических перспектив.
Если же говорить об арабах, то их в РФ всего 9583 человека. Несмотря на то, что общемировая численность арабов составляет 430-450 млн, миграционных потоки из арабских стран в РФ минимальны. И каких-то причин, по которым они должны вырасти - нет».
В канале «Стекломой» высказались еще более резко: «Очевидно, недалёкий поп пытался как-то пристыдить молодое поколение, что, мол, не думают о потомстве, а все о работе да учёбе, бестолочи такие.
Во-первых, демографический спад в нацреспубликах СКФО наблюдается уже не первый год. Ну а в прошлом году так и вовсе произошел настоящий обвал, причем в самых "семейных" и "традиционных" Чечне, Дагестане и Ингушетии, где рождаемость упала сразу на четверть. При этом в более чем 30 субъектах РФ рождаемость превысила показатели республик СКФО. Судя по первым месяцам этого года, изменения ситуации ждать не стоит.
Что до высказываний недалёкого попа, то они способствуют повышению социального недовольства и межнациональной розни, а не рождаемости».
На самом же деле, память активных пользователей Сети очень коротка, и они не понимают, или попросту не помнят, высказывания каких людей пытаются обсуждать. И начать здесь стоит не с отца Димитрия Смирнова, резкие и провокационные фразы которого в последнее время на слуху. А с того, что с завидным постоянством заявляет Равиль Гайнутдин.
К примеру, в 2007 году этот муфтий обвинил Московскую Патриархию в том, что «православные архиереи занижают количество верующих мусульман в стране», и назвал верную, по его мнению, цифру - 20 миллионов. Определил он и количество православных - 3,6 миллионов человек. При этом, Ганутдин подчеркнул, что дети мусульман уже рождаются мусульманами, и не важно посещает ли человек мечеть, если он по-настоящему верующий.
Заметим здесь только, что тема «больше мусульман, еще больше мусульман, нужны миллионы мусульман» у Гайнутдина уже многолетняя. И подается им под самыми разными углами.
В 2010 году Равиль Гайнутдин в интервью радио «Свобода», что уже само по себе показательно, заявил, что российские власти пытаются «задавить ислам в России». Тогда опровергать его высказывания активно стали уже другие муфтии, открыто назвав выступление Гайнутдина «провокацией».
Относительно недавно, в 2017 году, неугомонный муфтий обвинил православных священников в противодействии установке памятнику татарскому поэту Габдулле Тукаю. И это тоже оказалось, мягко говоря, не соответствующим действительности.
Как минимум, именно в таком ключе, прокомментировал слова Ганутдина религиовед и специалист по исламу Роман Силантьев: «Заявление муфтия Гайнутдина о том, что православные священники собирали подписи против установки памятника татарскому поэту Габдулле Тукаю, не соответствует действительности, откровенно разжигая межрелигиозную и межнациональную рознь».
В общем, глядя на эти высказывания муфтия, создается ощущение, что он постиг тайны хайпа еще тогда, когда это не было модно, а сам термин еще не был даже придуман. А если серьёзно, то человек просто делает себе имя на разного рода провокационных вбросах. И тем самым поддерживает себе и «рейтинг узнаваемости» и выступает этаким «главным поборником ислама» в России. Ну, как минимум, пытается выступать. Правда, результаты таких выступлений выглядят, мягко говоря, спорно.
Что касается протоиерея Димитрия Смирнова, то как и было сказано выше, он своими громкими высказываниями, также широко известен. И да, там тоже, судя по всему, есть элемент провокации.
Но в данном конкретном случае показательная дата, которая прозвучала в заявлении отца Дмитрия. Дело в том, что «проблема 2050» активно поднималась в СМИ, в политике, да и отчасти в Русской Церкви еще в начале нулевых.
Проблема эта, если кратко, формулировалась, как неминуемое исчезновение русского народа в силу максимально неблагоприятной демографической ситуации. И 2050-й год выступал в этой истории этаким «рубиконом», точкой невозврата, после которой вымирание народа в случае продолжения текущих демографических тенденций становилось делом окончательно предрешенным.
По этой самой проблеме активно высказывался, например, тогда еще просто дьякон, а не протодьякон, да к тому же абсолютно лояльный церковной иерархии Русской Церкви, Андрей Кураев. И высказывался примерно в том же ключе, что сейчас и протоиерей Дмитрий Смирнов. И, кстати, тогда эти высказывания особого резонанса не вызывали. Потому, что действительно с демографией, а и не только, в стране было всё очень грустно. Страна только начала вползать из девяностых и постепенно решать самые насущные проблемы.
Зачем сейчас отец Димитрий вытащил, практически с «пыльных антресолей» эту саму проблему, о которой перестали говорить уже году в 2007-м, вопрос интересный. Возможно, потому, что более новых по времени тем аналогичного содержания в России как-то не возникло, а государство планомерно взялось за демографическую политику.
С другой стороны, у православного духовенства действительно «болит голова» насчет "чадородия православных людей". И не корысти ради, а потому, что Господь заповедовал плодиться и размножаться. И от прямых указаний Господа Бога так просто не отмахнешься. Ну а отцу Димитрию, вообще, постоянно говорить о демографии, семейственности и многодетности, по должности положено.
Но тут на эту «производственную необходимость» наложилась тяга к эпатажу. И в итоге вышло вот такое вот высказывание, которое действительно, выглядит резко и крайне неточно по фактуре. Да еще, прямо скажем, слегка разжигает, потому, что и чеченцы, и ингуши, это вообще-то действительно россияне, граждане Российской Федерации, такие же, как и все остальные обладатели российских паспортов.
Но тут снова важно понимать, что протоиерей Димитрий Смирнов высказал не «мнение Церкви», как уже написали в своих заголовках некоторые СМИ, а свое частное мнение. Которое запросто может с общецерковным мнением и не совпадать.
С другой стороны, отрицать тот факт, что в России опять «просела» демография - не приходится. И не только среди православных, но и шире, по всей стране и во всем российском обществе, безотносительно национальной и религиозной принадлежности.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...