Появилась технология протеста, сметающего любой режим
Эксперты предрекают, что митинги в Гонконге организованы столь высокотехнологично, что ставят вызов перед властями других стран.
По словам аналитиков, с организаторами выступлений не могут справиться даже власти Китая, которые уже давно привыкли контролировать интернет.
Как отметили в спецдокладе специалисты Центра изучения новых коммуникаций (ЦИНК) из России, митинги в Гонконге проходлят с конца марта. В основном звучит протест против законопроекта об экстрадиции преступников в Китай.
Оппозиция блокирует аэропорты, неожиданно для властей собирается в финансовых учреждениях и возле полицейских участков, а также проводит многотысячные акции в разных районах мегаполиса.
При этом демонстранты общаются в мессенджерах и онлайн-сервисах, имеющих функцию шифрования, что делает их практически неуязвимыми. Ранее в telegram-каналах и чатах публиковались карты, на которых выделялись зоны с протестующими и полицейскими кордонами, а также обозначались аптеки и продуктовые магазины. Там же согласовывались точки, где можно спрятаться от полиции.
Авторы доклада «Цифровая революция в Гонконге» также отмечают, что в день проведения акции в Google Docs публиковались карты мест, где будут выстроены живые стены. Участники выбирали удобную точку через специальную форму в онлайн-документах. Таким образом велся подсчет числа протестующих и заполнялись «белые зоны» на картах
Передвижения групп координировались через WiFi и Bluetooth при помощи сервиса Apple AirDrop, а также в сервисе знакомств Tinder и онлайн-стримов Twitch. С помощью AirDrop митингующие договаривались расступиться и дать проехать карете скорой помощи к пострадавшим. А разбегались они, используя тактику из популярной видеоигры PUBG.
С внешним миром демонстранты общались через Facebook и Twitter, но гораздо в меньших размерах. Еще пять лет назад во время «Революции зонтиков» лидеры оппозиции координировали свои действия именно через эти соцсети, но это повышало риски деанона. В России аналогичные методы использовалась на несогласованных митингах в Москве и в сквере Екатеринбурга. Но вскоре технологии протестов будут меняться.
Директор международных программ ЦИНК Малек Дудаков пояснил, что нарастанию протеста в Сети способствует деинституционализация уличного протеста.Вместо партий и профсоюзов активизируются горизонтальные движения, у которых нет явных лидеров, считает политолог. К такой технологизации протеста не готово ни одно государство, уверен эксперт.
Напомним, в мае в России вступил в силу закон о «суверенном интернете», который должен позволить властям централизованно управлять им.Но до Китая России очень далеко, замечает Дудаков. Тот же Китай запретил западные соцсети, а в России альтернатив и нет, кроме ВК и „Одноклассников". При этом никто не возьмется запрещать Facebook.
Политолог Константин Калачев прогнозирует, что Россия возьмет на вооружение примеры стран, столкнувшихся с массовыми волнениями. По его словам, власти будут «учитывать опыт тех стран, где использование электронной коммуникации позволяло протестующим быстро обмениваться информацией"
Самый простой способ прервать коммуникацию - ограничить доступ всеть, заявил автор telegram-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин. Также могут помочь роботы (боты), которые самостоятельно отслеживают контент, Но в России это пока проблема.
Хотя первый способ - ограничения возможностей влияния на соцсети - Москва использует уже в ближайшее время, предполагает Никушин. В настоящее время проводится конкурс среди систем глубокого анализа трафика, которые позволяют фильтровать неугодный контент.
«Так или иначе вопрос контроля над инструментарием не решает проблем контента, недовольства. На самом деле, лучше работать с причинами недовольства, чем с последствиями», - резюмировал Константин Калачев.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...