Сценарии и способы подавления: что будет с протестами-2021
Тема протестов в России продолжает быть актуальной, несмотря на коронавирус и экономические трагедии. Не исключено, что и они же могли бы стать их катализатором, но пока ситуация относительно нейтральна.
Как пишет в своем телеграм-канале "Незыгарь", хабаровский кейс показал, что продолжительный протест при купировании радикальной активности, его локализации и нейтральном информационном фоне ведет к устойчивому снижению числа участников.
Таким образом власть дает гражданам спускать пар, но не позволяет протесту превратиться в инструмент политического давления. Баланс - великая вещь при его разумном использовании.
Так что власти имеют в запасе только два сценария подавления протестной волны. Сюда входят жесткая зачистка или хабаровский сценарий. Судя по Минску, контролировать протест эффективно только при условии отсутствия грызни между элитами страны, чтобы не возникло локальных конфликтов.
По этом поводу высказался и "Толкователь", отметивший, что новое междисциплинарное направление в науке - политическая психология - рассматривает природу современных протестных движений.
По мнению авторов работы «Новые социальные движения в сетевую эпоху» (Русское общество истории и философии науки, 2020 - Институт философии РАН, МГУ и ВШЭ), протесты легко вспыхивают и легко затухают. Причины этого выглядит так:
Те, что не способен и не желает осуществлять конформное поведение, теперь не исключаются из общества как некие «асоциальные элементы», не «рассеиваются» как индивиды где-то на периферии социума и не гибнут, а объединяются в сообщества си способностью выражать свое мнение в сети.
Последнее дает возможность институционализации этого демонстративного непризнания нормативных установлений общества. Хотя экстремистские идеи часто одобряются (как идея), но не одобряются (как метод решения) одновременно.
Все в итоге сводится к спорам "поражённых в правах" со своими оппонентами. Такое положение вещей кардинально отличается от «старой политики», где имели место борьба за власть, деньги, истину и т.п.
Сегодня протест стремится главным образом к насилию, потреблению, восприятию, сексуальности, пишет автор. При этом новые протестные/сетевые системы держатся в т.ч. на способности испытывать страх за другого, передающийся остальным. Именно эта «добавочная» эмоция заместительного страха делает возможным интеграцию больших протестных сообществ.
Именно страх дает «накручивание» и социальное «возбуждение», как следствие - заинтересованное обсуждение. Так что изучать протест сегодня значит рассматривать конкретные механизмы накопления страхов и коммуникативные уровни «передачи страха.
К тому же, протестные темы быстро обесцениваются, но и быстро захватывают общественное внимание. Никакие механизмы контроля коммуникации не останавливают этот поток, так как подавляющая сторона не понимает степени истинной травматизации (невротизации) участников сетевого протеста.
Но именно поэтому любая такая тема рано или поздно уходит в сектор «развлечений», ибо предельно невротизирована. Сетевой протест сегодня характеризуется капризностью (человек недоволен всем и вся), неустойчивостью настроения, конфликтностью.
Ему свойственна также и нарастающая раздражительность (сопровождающаяся утратой самообладания, снижением самокритичности и усилением нетерпимости к недостаткам других), напряжённость в ожидании неприятностей.
Он отличается и снижением настроения, тревожностью, неуверенностью в своих силах, сильной ранимостью. При таком наборе элементов властям и делать ничего не надо . Только ждать.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...