"Драгоценные безродные": как мертвые петербургские бездомные, ветераны и блокадники без родственников приносят доход петербургской "похоронной мафии"
Цинично просчитанный бюджет на захоронение и кремацию бездомных и безродных жителей Петербурга может быть еще и источником не совсем честных доходов для отдельных чиновников Смольного. Покойные возмутиться не могут, родственников у них обычно нет, а соблазн сэкономить на погребении очередного блокадника очень велик.
Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле правительства Санкт-Петербурга заключил контракт на год на "оказание услуг по погребению умерших, не имеющих родственников либо законного представителя, а так же умерших чья личность не установлена". В абсолютном большинстве случаев под эту категорию попадают люди из самой низшей социальной прослойки, живущие на теплотрассах и свалках бомжей без документов и определенного рода деятельности.
Нужно сказать, что оборот похоронного бизнеса в Санкт-Петербурге оценивается примерно в 1,5 млрд рублей в год. Естественно, такие деньги, да еще на бизнесе, который в России в принципе, а особенно в Петербурге, традиционно считают "теневым", хорошо контролируются. В том числе и теми, от кого зависят выдача лицензий, размер кладбищ и прочие моменты, без которых "ритуальные" предприниматели существовать не смогут — то есть представителями администрации города. Поэтому назначение спецпредставителем губернатора Беглова в 2020 году широко известного в похоронном бизнесе Сергея Смирнова, мало кого удивило.
Как писала "Фонтанка", в 90-е годы Смирнов был заместителем генерального директора ГУП "Ритуальные услуги", где контролировал все городские кладбища, крематорий и автобазу. В сентябре 1998-го убили курировавшего похоронку заместителя председателя комитета по потребительскому рынку Евгения Агарева, после чего в "Ритуальных услугах" многое поменялось. Сегодня этот уважаемый авторитетный гражданин вхож в кабинет самого губернатора Беглова и оттуда решает вопросы на уровне города.
На самом деле неопознанный или одинокие труп без родственников — можно расценивать своеобразным "подарком" для представителя похоронного бизнеса, потому, что эта сфера захоронений ну совсем никем не контролируется (кроме, наверное, чиновников Смольного, подобных Смирнову). Бездомных и безродных в Санкт-Петербурге, по данным депутатов Законодательного собрания, на сегодняшний день проживает около 50 000 человек, при этом каждый год по статистике, собранной НКО "Ночлежка" умирает от 1 до 4 тысяч, однако ряды их стабильно пополняются за счет "новоприбывших" — ежегодно никому не нужными бомжами становится около 5000 человек.
Есть еще большое количество пенсионеров, многие из которых в городе на Неве либо ветераны Великой Отечественной, либо блокадники и далеко не у всех есть родственники. Согласно статистике, за 9 месяцев прошлого года в Петербурге умерло более 15 тысяч блокадников. — состоянию на 1 января 2023 года в Петербурге проживают 51 964 блокадников и защитников блокадного Ленинграда, а на апрель прошлого года, в городе проживали 65,7 тысяч таких героев.
Таким образом у петербургских чиновников возникает своеобразный "возобновляемый ресурс" — деньги выделяются исправно, а расходы, как уже было сказано, довольно "обтекаемые" и проверке как таковой практически не подлежат. Так, в обосновании цены контракта техзадания обозначенной выше закупки комитета по промышленной политике Смольного отмечается, что в течение 2023 года планируется осуществить 1 687 захоронений и 669 кремаций, том числе 668 захоронений пенсионеров и 149 кремаций пенсионеров. Потратить на это планируется 18 039 091 рублей, на кремацию — 3 040 128 рублей, но нужно учитывать что на пенсионеров средства возмещаются из Пенсионного фонда России — 4 652 406,24 рублей на похороны и 1 037 737,32 рублей на кремацию. К последней категории можно отнести и всех тех блокадников, у которых не осталось близких людей.
Таким образом город собирается потратить примерно 15 млн на похороны на всех, кто отойдет в мир иной в 2023 году и о ком некому будет вспомнить. И тут нужно учитывать, что похоронные расходы во все времена считались самыми теневыми, особенно когда речь идет о подобной категории граждан. Тарифы на погребение в Петербурге были установлены в 2005 году постановлением правительства Санкт-Петербурга №1778 в последний раз изменения вносились в 2018 году. Однако если внимательно изучить то, на что идут расходы, становится понятно, что цены далеки от реальных.
Так, согласно документу, на каждого умершего бомжа полагается тратить не более 10 693 рублей. При этом у каждого должен быть свой индивидуальный гроб и облачение. Нужно сказать, что костюм покойнику оценивается в 195 рублей, а полиэтиленовый мешок для трупа в 70 рублей. Из чего делаются "костюмы" не очень понятно.
Также не понятно, откуда берется цена в 1130 рублей на гроб в то время, когда самый дешевый из того, что удалось найти, стоит больше 3000 рублей.
Несмотря на все эти очень циничные и можно даже сказать, "крахоборные" подсчеты, можно уверенно говорить о том, что даже на подобных расходных строках бюджета подчиненные губернатора Александра Беглова умудряются экономить. Федеральный закон, гарантирующий каждому умершему в России принят в далеком 1996 году, за это время к нему уже давно "адаптировались". Широко известны случаи, когда на кладбищах были обнаружены так называемые "братские захоронения" — это когда бездомных и безродных попросту сваливали в одну яму и затем вариативно расставляли таблички над зарытой траншеей. Таким образом можно сэкономить и на транспортировке (2433 рубля) и на гробе (1130 рублей) и на облачении (195 рублей). То есть схема простая и уже давно отработанная — накопить побольше трупов в морге и затем вывезти все одним заходом, свалив в общую кучу. Родственники вряд ли будут возмущаться, ибо их попросту нет.
К слову, транспортировка, даже самая дешевая в Петербурге тоже стоит намного больше, чем обозначенная в постановлении правительства Санкт-Петербурга.
Владимир Высоцкий пел бессмертные строки о том, что "на братских могилах не ставят крестов" и современники теперь прекрасно знают почему — из-за дороговизны. Потому, что "стела железобетонная с гравировкой и окраской", согласно прейскуранту, стоит дороже гроба — 1695 рублей. Эти деньги можно сэкономить, попросту поставив деревянную табличку без каких-либо надписей. Несмотря на то, что чиновники отчитываются, что бомжей захоранивают на Новом Колпинском, Угловском и Шафировском кладбище, по факту в реальности захоранивают на Иликовском кладбище в Ломоносове — переводить деньги на кресты или железобетонные стелы там явно не в почете.
Не за горами апрель — самый "смертоносный" месяц для бомжей по статистике. Пройдя этот "экватор" можно будет уже понимать, сколько мертвецов будет в реальности и сколько можно будет "сэкономить". Погребение бездомных в Петербурге — это самое неконтролируемое и, соответственно, наиболее коррумпированное направление. В делах, в которых вряд ли когда-то появится "сторона истца", распил бюджетных средств неизбежен. Картонные гробы, бумажная одежда, деревянный колышек вместо таблички — все эти атрибуты можно увидеть в Петербурге.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...