Дмитрий Лысков:
Националисты (те, кого мы привыкли называть националистами) осуществляют откровенно разрушительную программу. Никогда не существовало России в границах современной РФ. Их же борьба с непохожими («гастарбайтерами», «кавказцами», «черными» и т.д.) ведет к дальнейшему распаду страны, созданию, в идеале, моноэтнического русского государства с границами по Среднерусской возвышенности.
Попытка подать современную националистическую идею в качестве правозащитной – как отстаивание прав и интересов русского народа - исходит из неверного понимания интересов народа, как государствообразующего в большой многонациональной российской нации. Которая, в отличие от полумифического русского этнонационализма, исторически складывалась на протяжении многих веков, находя свое выражение вначале в большом народе Российской империи, а затем - большого советского народа.
Большие многонациональные нации, о которых идет речь, собираются вокруг цивилизационного центра (которым в нашем случае является Россия и русский народ), конструируются путем снижения этнонационализма, «непохожести» каждого отдельного входящего в нацию народа ради общего национального чувства. Такое снижение «местного» национализма ради общего дает основания говорить именно о многонациональном народе Российской империи или о многонациональном советском народе.
При всей добровольности подобной ассимиляции, главная ассимиляционная нагрузка ложится на русский народ, как на ядро объединения большого народа. Можно было бы устроить дискуссию о жизни русского народа без такой нагрузки, но это удел жанра альтернативной истории. Мы исторически сложились именно так, а не иначе. В противном случае это был бы совсем другой русский народ, совершенно не похожий на сегодняшний.
Если господам националистам угодно сконструировать новый народ с непонятными (понятными им?) свойствами - флаг в руки, но не нужно утверждать, что это попытка спасения русского народа. Это попытка уничтожения того русского народа, который (все еще) существует сегодня.
Теперь о «непохожих», гастарбайтерах и иже с ними. В последнее десятилетие мы действительно столкнулись с определенной экспансией незнакомых нам культур. Ее масштабы, без сомнения, сильно преувеличены, никто не пытается ассимилировать нас на чеченский или дагестанский манер («ассимилировать», привить ложные ценности нам пытаются совершенно другие люди). Напротив, все еще сохраняющийся государствообразующий потенциал русского народа продолжает (хоть и в куда меньшей степени) сдерживать вместе остатки большого советского народа.
(Другого у нас нет, уж извините, нет. Если кому-то режет слух слово «советский», назовите его «российский», хоть это будет и неверно. За 20 лет «независимости» мы многое в этом плане потеряли, что-то сумели большой кровью сохранить, но нового не создали. Непрекращающаяся борьба с советским наследием, кстати, наносит серьезный удар и по этим скрепляющим связям, и так называемые «националисты» выступают здесь проводниками идеи распада большого народа на этнонациональные группы и, как следствие, распада государства даже и в его нынешнем виде. То есть они продолжают выполнение антисоветской и антироссийской программы, возможно, сами не отдавая себе в этом отчет. В качестве защиты от столкновения с незнакомой культурой нам предлагается набор действий из цикла «изгнать», «запретить», «депортировать», то есть отступление и национальная самоизоляция «без чужих».
Еще раз подчеркну, что такое поведение в принципе не характерно для русского народа, исторически сложившегося как центр большого многонационального государства).
С экспансией незнакомых культур мы столкнулись, в значительной степени, благодаря появившейся в 90-е годы экономической дифференциации регионов. Первопричина здесь – экономическая модель, но для нас важен тот факт, как националисты реагируют на вызов.
Вместо ассимиляции приезжих в качестве выхода предлагается самоизоляция, и действительно, возникает ощущение, что ресурсов для их ассимиляции нет. Причины такого положения вещей отнюдь не в приезжих, а в тех культурных матрицах, которые мы впитали за годы «демократизации».
Сейчас я скажу важную вещь, в которую нужно вникнуть, которую нужно всесторонне обмозговать, и понять, что с ней дальше делать. Сегодня в России НЕ СУЩЕСТВУЕТ единого русского народа, и, как следствие, он не способен в полной мере выполнять свои цивилизационные функции. Народ разбит на поколения, каждое из которых выражено как мета-субкультура. Старшее-советское, молодое-псевдоевропейское, подрастающее - непонятное.
Давайте оглянемся по сторонам, взглянем на подрастающих школьников. Типичные примеры: стайка девушек 15-ти лет, заняв в автобусе места, слушает на полную громкость музыку с мобильного телефона. Окружающие морщатся, но замечания сделать не решаются – «свобода» же. Эта стайка девушек выпала из народа, у них нет понимания культурных матриц общества, в котором они живут.
Группа подростков с чебуреками и пивом вваливается в поликлинику, рассаживается по разным концам коридора и начинает громко обсуждать свои пивные похождения, вкусно закусывая. Очередь морщится, но замечания сделать не решается. Эти подростки – новое явления, у них нет понимания неприличности есть на виду у всех, пить и орать в присутственном месте. Для них не существует естественных запретов, скрепляющих общество в народ.
Просто посмотрите вокруг и сами найдете множество подобных примеров.
Но из народа выпали не только эти люди. Не составляют народа и окружающие, которые это видят, понимают, но не пресекают, не делают замечаний и т.д., то есть отказываются от «связи поколений». Детям не привили моральных норм в 90-е (вернее, им привили ДРУГИЕ, ЧУЖИЕ моральные нормы), но их поведение не пресекается и сейчас, отсутствует публичное осуждение поступков, выпадающих за грань общепринятых.
Мораль, существующая в обществе, скрепляет его, но лишь тогда, когда она сопряжена с общественным осуждением аморального. Что вообще заставляет соблюдать нормы морали? Опасение общественного порицания. Что само по себе подразумевает две вещи: во-первых, нарушения встречаются, а во-вторых, общество со своим порицанием является естественным механизмом защиты.
Мы, современное общество, оказались лишены этого естественного механизма. Из нас изъяли скелет морали, передающийся из поколения в поколение, превратив из народа в субкультурные группы. Кто совершил этот поступок? Это известно. С конца 80-х людям всей мощью пропагандистской машины внушалась порочность нашей страны и нашего общества, нам внедряли западные стереотипы поведения и западные «правовые» ценности.
Поколение, воспитанное на MTV, впитало их от рождения. Через пару лет это поколение закончит школы, пойдет в ВУЗЫ, затем на работу, вступит в большое общество.
Понимают ли это националисты? Отдают себе отчет, что у нас есть большой геополитический противник – не гастарбайтеры, а Запад, который продолжает свою программу расчленения и советского, и русского народов? Что проблема гастарбайтеров – следствие большой проблемы уничтожения единого народа? Понимают, что единого русского народа уже и сегодня не существует во всей его целостности, что его (именно его) нужно снова собирать?
Быть может, националисты хотя бы делают замечания в транспорте или на улицах, видя поведение, выходящее за рамки морали? Ведь и такие действия создают общее понимание, что морально, а что аморально, скрепляют народ.
Зачем ставить ложные цели, когда упускается из внимания главное? Зачем собирать русский народ на антагонизме к «понаехавшим», когда сам этот антагонизм является следствием разрушающего народ влияния?
Ожидать, что сборка народа начнется сверху, каким-то волевым решением властей, футбольными победами или иными патриотическими всплесками, не стоит. Власть мыслит в технических категориях либерализма, занимается построением капитализма, гражданского (то есть классового, а не национального) общества.
Его суть – индивидуализм, разделение и конкуренция. В то время, как русская культура пронизана глубоким пониманием коллективизма: «Вместе мы сила», «Один в поле не воин». Сказки и предания, которые воспитывают (воспитывали еще совсем недавно) народ из поколения в поколение, воспевают коллективизмом, вспомните хоть «Репку», хоть не менее известное сказание о старике, который призвал сыновней, и на примере палочек из веника показал им силу единства и слабость индивидуализма.
Начать собрать народ сегодня можно только снизу. И именно это должно быть главной целью русских националистов – восстановление своего народа, а не антагонизм с народами-сателлитами.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...