Школа глазами практиканта
2010 год. О том, что у нас будет практика в школе мы узнали, наверное, курсе на 2-м. Мы сразу же возмутились: как так, нас - филологов Омского гуманитарного университета - в школу?!! Мы же не в педе учимся! Но смирились. Стали интересоваться у старшекурсников: как им практика? Как дети? Сложно? Старшаки с блеском в глазах рассказывали о том, какие им попались замечательные детки. Наш страх это, конечно, не уменьшало...
5 курс. Нам по 20. В среднем. Со школой мы определились ещё весной - прыгать решили высоко и пошли в самую элитную - 19 гимназию.
Всё лето 2010 о школе мы старались не думать. Наступит 1 сентября - тогда и посмотрим. Посмотрели. Нас собрали в универе. Сказали принести кучу бумажек и отпустили в свободное плавание. Нет, конечно, все ответственные за нас педагоги пришли на собрание с завучем проследить, чтобы нас распределили. Мы узнали номер класса, в котором будем вести русский и заниматься классным руководством по совместительству. Нам назвали ФИО наших учителей и классных руководителей. А дальше действительно - свободное плаванье.
Наблюдать за нами со стороны, наверное, было весело. Приходит девочка к учителю и, хлопая глазками, рассказывает, что ничего не знает. Получает список учеников (мне ещё напечатали на листочке кто как сидит), краткие инструкции, и - вперёд, как любит говорить моя тётя, на мины! Наступает неделя пассивной практики - ходим на уроки и смотрим, как учителя справляются с детьми. Первые два дня посещаешь все уроки. Интересно же! Да и детей ещё не знаешь. На третий день в голову закрадываются сомнения: «Да знаю я уже всех! Не хочу вставать в 6:30! Лучше я дома посплю! Да и вообще завтра вот на первый урок можно не ходить!». Начинаешь узнавать, а что за тема тебе достанется. Обещаешь себе «завтра обязательно написать конспект урока». «На выходных так точно!». И вот, в один не очень прекрасный для тебя день, ты приходишь в школу и тебе сообщают, что твой первый урок будет завтра... А у тебя ещё конспект не дописан. И вообще: страшно всё-таки! Ну и что, что им по 11-12! Тебе-то всего лишь 20! И вообще, как я буду рассказывать? У меня же голос тихий! А почерк маленький! Они с доски ничего не увидят! И дисциплина у них хромает! А я же добрая...
День Х. Мысленно напившись валерианки (ибо зачем её пить действительно - пойдём на живую! Чтобы всё чувствовать!) ты идёшь в школу. 6 урок. Шумный класс. Будет весело. Да ещё и перед уроком не успеваешь задать нужные вопросы учителю - а как чертить схему к этому предложению? а здесь корень такой-то?
Ничего. Звонок. Самое главное сделала: детей посадила, представилась. Пишут число. Можно перевести дух. Первый шок прошёл. А дальше всё летит. Сделал чуть-чуть - посмотрел на время, половина урока уже прошла. И почерк оказался нормальным. И голос появился. Да и класс, вроде, не шумит, слушает. Даже несмотря на то, что всё проходит как-то сумбурно, не по плану. Детки такие непосредственные! И такие хорошие!!!
Звонок. Дети собирают вещи и уходят. Ты выслушиваешь конструктивную критику. Получаешь оценку. Проверяешь тетради. Обсуждаешь конспект на следующий урок (а он будет завтра). И идёшь домой. Счастливый. И глупо улыбаешься. Потому что дети - это чудо! Любите детей!
День второй.
Не всегда бывают победы. Нужно уметь и проигрывать.
Всё дело было в конспекте. Спать хотелось очень сильно. Писать план не хотелось вообще. Кое-как с помощью привлечения тяжёлой артиллерии (двух других конспектов и советов практиканток с параллели) удалось набрать один диктант и два упражнения. Работа была приведена в удобоваримый вид и к часу ночи завершена. Спать оставалось 5 часов. Русский стоял первым уроком, а приехать я решила к 8, чтобы решить все вопросы по конспекту.
Утро. Школа. Вижу, как в класс входит зав.кафедрой. Пугаюсь. Потому что понимаю, что всё будет плохо.
Урок. Золотые дети (спасибо им большое, что слушали, вели себя спокойно и делали ту скучную чушь, которую я им предлагала сделать!) меня спасли. Урок я кое-как отвела. Ближе к концу обнаружила, что материала у меня не хватает. Что-то сделали. Про выводы я забыла вообще. Сказать про то, что на следующем уроке нас ждёт контрольный диктант, тоже забыла. В общем, за этот урок я себе поставила бы 3. И то потому, что детей я всё-таки чему-то научила. И на уроке мы чем-то занимались.
После урока зав.кафедрой разобрала всё моё позорное выступление. Она просидела со мной минут 7. Спасибо ей за потраченное время и конструктивную критику! Надеюсь, дальше всё пойдёт лучше. Будем учиться на своих ошибках!
P.S. После разбора полётов я продержалась минут 15. А потом недовольство собой предложило мне пойти в туалет. До конца второго урока я просидела там....
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...