Спокойствие в наше странное время - это политическая позиция
В минувшую субботу меня спросили, в курсе ли я начавшейся в стране революции? "Какой, к чертям, революции?", - спросила я. "Ну как же, толпы фанатов на Манежной площади. Требуют справедливости и России для русских".
Я внимательно просмотрела новости, полистала фотографии в Интернете, прочитала несколько текстов. Мне кажется, происходит что-то серьезное. Но это не революция.
Вопрос наименования происходящего в данном случае критически важен. Происходящее - это организованное выступление, но никак не революционное движение. Никакого свержения существующей формы правления выступавшие не требовали. Все хотят, чтобы в рамках существующей системы власти произошел ряд изменений, в первую очередь в правоприменительной практике. Люди хотят справедливости, хотят законности и ясности политического курса. Вмешиваться в политику пока никто не хочет.
Зато большой политической "движухи" очень хочется тем, кто обозревает политические события. Это, вообще говоря, нормально. Еще в прошлом веке Никласом Луманом было определено, что публичные спикеры, журналисты и прочие деятели медиа по роду своей деятельности обречены на создание событий большого масштаба из мелких поводов. И тут дело не только в слоне и мухе. Может быть, сейчас проявляется как раз слоноподобно важный и серьезный процесс.
Но мы не поймем, правда ли это, пока в публичное пространство пробрасываются эмоциональные всплески и требования, не менее конкретные, чем у тех, кто выступал на Манежной площади. Полюбуйтесь, сколько ссылок появилось в Сети на статью Соколова-Митрича во "Взгляде". Соколов-Митрич высказывает крайне новую мысль о том, что кавказцы-то живут не совсем по законам и надобно их как-то ассимилировать. Восторженные "лайки" со всех сторон. О подробностях предстоящей ассимиляции Соколов-Митрич умалчивает. Очень жаль.
Такие реакции заполонили медиапространство.
Большинство пишущих и говорящих разделилось на три больших группы. Первые считают, что "кавказский вопрос" нужно решать радикально жестко, вторые - что то же самое надлежит сделать с "фашистским вопросом", третьи уверяют, что отставка Путина/Суркова/Медведева всех спасет. Остальные игнорируют митинг в несколько тысяч человек на одной из главных площадей страны. Всерьез происшедшее анализируют единицы.
Что уже можно анализировать?
Стоит говорить о причинах. Необходимо понять возможные последствия в краткосрочной перспективе. Определить, что за социальные группы выходили на площадь, и кто проявляет лояльность к этому событию. Проанализировать возможности каждой из них. Поговорить со знакомыми представителями диаспор. Понять, что происходит в их среде. Это так, для начала, для первых недель-двух. Писать и говорить об этом. Спорить, соглашаться, но по поводу конкретных определений и предложений.
Впадать в эмоциональную восторженность или, напротив, пугаться неизвестной силы - нельзя. Спокойствие, вопреки словам Толстого, совсем не будет подлостью.
Перед политическими деятелями и экспертами стоит другая задача - рассмотреть внимательно, что происходит, и предложить меры, способные обеспечить безопасность и решить проблему, тем более, что она возникла не сегодня.
Политические выступления сами по себе не плохи. Они являются стимулом для нормализации, а также институционализации политических требований. Это ужасно скучная и тяжелая работа. Кроме того, она может занять годы, включать в себя непопулярные меры и сложные решения.
Проще всего сейчас писать Медведеву в твиттер и выводить на площади людей. Сложнее - создавать группы влияния, заниматься серьезными исследованиями, пробовать разные политические ходы, ошибаться и вступать в диалог с оппонентами, которые издали кажутся андроидами. В эмоциональном порыве есть своя красота, но только спокойное и ясное отношение к своей стране сегодня может служить подтверждением любви и готовности работать.
Нельзя поддаваться импульсам. Два «современных» типа реакции - сказать «I like it» или проигнорировать происходящее. И то, и другое пора бы признать дурновкусием, ведь игноранция - это хотя и завуалированное, но насилие, а «like it» - это просто кнопка в Facebook'e.
Спокойствие в наше странное время - это политическая позиция. Ее нужно отстаивать, за нее нужно бороться, в согласии с ней необходимо жить.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...