Авторитарный демократ
Станислав Белковский пишет:
Миф N 1. Ельцин дал нам свободу.
Скорее, он получил ее - вместе с нами, в конце 1980-х годов. Свобода и демократия достались нам как скороспелые плоды краха коммунистического режима, исчерпавшего запас своей прочности - экономической, идеологической, исторической. Бесспорно, заслуга Бориса Николаевича в том, что однажды он принял большое участие в защите свободы. Это было в августе 1991-го, когда десятки тысяч граждан СССР создали живое кольцо вокруг Белого дома и тем самым предотвратили захват административного здания, ставшего краткосрочным символом ужасно-прекрасной эпохи.
В дальнейшем же, начиная с осени 1991-го и до самой новогодней ночи, в которую он ушел, первый президент мучительно отвечал себе и стране на вопрос: совместим ли режим, который он строит, со свободой и демократией? С 1993 года ответ на этот вопрос уже был отрицательным. С 1993-го Борис Ельцин последовательно шел в направлении авторитаризма.
Еще в первой половине 1990-х Ельцин начал принципиально менять опору своей власти. На смену демократам первой волны, которые все еще требовали демократии и стали потому анахронизмом, пришли бизнесмены, сформировавшиеся в ходе первого раунда большой, адресной, бесплатной приватизации «по Чубайсу» (фактически - по Ельцину). Люди, лишенные демократических сантиментов, которым нужна (была и остается) не абстрактная свобода, а конкретный механизм обеспечения их интересов с помощью государственного механизма (включая аппарат легитимного насилия). Эти люди организовали переизбрание Ельцина в 1996-м, они же, в конечном счете (...) подготовили почву для операции «Преемник».
Журналисты, в большинстве своем, любят Ельцина. Но, скорее, не столько его самого, сколько в его лице, - 1990-е годы. По принципу «тогда чукча был молодой, его девушки любили». Да, в «лихие» девяностые общественный статус журналиста был значительно выше, чем сегодня, а медиасообщество имело куда больше оснований считать себя «четвертой властью». Но это все же - заслуга не Ельцина, а предшествовавшей ему перестройки. Борис Николаевич же нанес первый мощный удар по четвертой власти, начав передавать медиа крупному капиталу и выведя тем самым на авансцену владельца СМИ.
Миф N 2. Ельцинские реформы зашли в тупик.
Комплекс преобразований, который войдет в учебники истории как «реформы Ельцина», оказался беспрецедентно успешен. Реформы состоялись, причем почти в полном соответствии с центральным изначальным замыслом. Реформы Ельцина должны были обеспечить переход от государственной собственности - к частной, от бесплатных социальных услуг для всех - к платным для платежеспособных, от автаркии - к интеграции, от извечного коллективизма - к невиданному индивидуализму, от примата идеологии - к власти денег. Наконец, от диктата ВПК - к сырьевой экономике. Эти преобразования подразумевали качественное сокращение избыточных социальных функций и систем государства (всеобщее образование, фундаментальная наука). В целом можно сказать, что ельцинские реформы - это переход от советского модерна к постсоветскому постмодерну.
И это - получилось. Причем в очень краткие по меркам истории - да еще не просто истории, а русской! - сроки.
В самом начале 1990-х Ельцин с почти идеальной точностью сформировал команду для проведения реформ. К рулю должны были прийти люди, которым не было жалко ничего советского, у которых не болела отрубленная империя. Гайдар, Чубайс и прочие - были именно такими людьми.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...