Прокремлевское издание раскалывает тандем
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: Я хотел бы сказать несколько слов по ситуации, которая сложилась в Ливии и вокруг Ливии. Российская Федерация изначально хотела, чтобы урегулирование внутренней проблемы Ливии происходило мирным путём. При этом мы максимально тщательно отслеживали ситуацию и безоговорочно осудили действия руководства Ливии и руководителя ливийской революции в отношении собственного народа. Руководствуясь именно этими соображениями, Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН 1970 и пропустила резолюцию 1973 - именно в целях защиты населения и недопущения эскалации конфликта. Но, безусловно, мы исходим из того, что принятие любых резолюций Советом Безопасности ООН должно быть направлено на укрепление мира, на прекращение гражданской междоусобицы, на недопущение эскалации конфликта и недопущение гибели гражданского населения.
То, как сейчас разворачиваются события, свидетельствует о том, что, к сожалению, начались реальные боевые действия. Этого, конечно, допускать нельзя. Я надеюсь, что все государства, которые в настоящий момент принимают участие в осуществлении операции по закрытию воздушного пространства и которые применяют свои вооружённые силы, исходят из одного: из понимания того, что всё это делается во имя народа Ливии, для того, чтобы не допустить дальнейшую гибель людей и дезинтеграцию Ливии как государства.
Но при этом мы должны помнить, что было поводом для принятия этих резолюций: поводом были действия ливийских властей. Именно поэтому нами были приняты такие решения. Я считаю, что эти решения сбалансированные и абсолютно взвешенные. Мы выступили за одну резолюцию Совета Безопасности и пропустили решение по второй резолюции. Это было сделано осознанно для того, чтобы предотвратить эскалацию насилия.
Тем не менее последующие события показывают, что любые решения такого рода должны сопровождаться взвешенными консультациями и необходимостью помнить о том, что использование силы должно быть пропорциональным тому, что происходит. То, что в результате этих действий пострадали гражданские объекты и, по неподтверждённым пока данным, погибли невинные люди, показывает, что, к сожалению, этого добиться государствам, принимающим участие в соответствующих военных мероприятиях, не удалось.
Я надеюсь, что в результате согласованных действий международного сообщества на земле Ливии воцарится мир и будут приняты исчерпывающие меры по недопущению расползания конфликта по территории Африки, на территорию других государств.
ВОПРОС: Почему всё-таки Россия не воспользовалась правом вето (как известно, у нас есть такое право), чтобы не пропустить одну из резолюций, о которых Вы упоминали?
Д.МЕДВЕДЕВ: Не воспользовалась по одной простой причине: потому что я не считаю эту резолюцию неправильной. Более того, я считаю, что эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии. Но не во всём. Поэтому мы своим правом вето не воспользовались, и, как Вы понимаете, это был квалифицированный отказ от ветирования с вполне понятными последствиями. Поэтому, если сегодня пытаться бить себя крыльями по корпусу и говорить, что, мол, мы не понимали, что делали, это было бы неправильно: мы сознательно это сделали, и в этом были мои инструкции Министерству иностранных дел. Они были выполнены.
Ещё раз хотел бы подчеркнуть: всё, что происходит в Ливии, связано с абсолютно безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и теми преступлениями, которые были совершены против собственного народа. Об этом не нужно забывать. Всё остальное является последствиями.
ВОПРОС: А какие могут быть дальнейшие действия России? Может быть, какие-то встречи планируются?
Д.МЕДВЕДЕВ: Что касается действий России, они понятны. Мы не будем принимать участие ни в каких операциях по закрытию воздушного пространства, не будем направлять никакие контингенты, если, не дай Бог, эта операция всё-таки будет проходить уже на земле. А этого исключать сегодня я не могу.
Что же касается наших посреднических усилий, наших миротворческих возможностей, то мы с удовольствием будем ими пользоваться, если они смогут в этой ситуации пригодиться. У нас неплохие связи в арабском мире. Я сейчас посмотрел на заявление, которое сделала Лига арабских государств, сделали некоторые другие ответственные политики. Я считаю, что мы сегодня все должны принять участие в том, чтобы путём переговоров постараться прекратить этот конфликт, не давать ему разгораться, а постараться его прекратить. В целом отдельные элементы того режима, который предусмотрен резолюцией 1973, именно на это и направлены. И именно поэтому позиция российской стороны была в том, чтобы воздержаться при голосовании.
ВОПРОС: Как, Вы думаете, будут развиваться события?
Д.МЕДВЕДЕВ: Думаю, что они будут развиваться непросто, судя по тому, как они начали развиваться в настоящий момент. В чём основная проблема, на мой взгляд, - в том, что не существует коалиции, которая могла бы проводить согласованную политику. Несмотря на то что отдельные государства, наши партнёры в настоящий момент совершают какие-то собственные действия по наведению порядка, эти действия никак не упорядочены, эти действия никак не согласованы. В результате этого страдают различные объекты, и, как я понимаю, не существует единого плана, направленного на то, чтобы укрепить миропорядок в Ливии. Вот это на самом деле плохо.
Существует и другая проблема - с кем там разговаривать. Потому что для большинства западных стран действующий руководитель ливийской революции, который считает, что у него нет ни одной государственной должности, является уже «нерукопожатным» лицом, с которым никто контактов иметь не будет.
Российская Федерация официально свои дипломатические отношения не порывала, поэтому наши посреднические усилия в этом плане могут использоваться. Мы продолжаем сохранять дипломатические отношения с руководством этого государства, но это не значит, что мы не видим то, что было сделано руководством этого государства. И об этом должны помнить все - и внутри страны, и за её пределами. А то, что в настоящий момент по-разному характеризуют происходящее, - я считаю, нужно всем быть максимально аккуратными в оценках. Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа «крестовых походов» и так далее. Это неприемлемо. В противном случае всё может закончиться гораздо хуже, чем даже это происходит сегодня. И об этом должны помнить все.
От редакции:
Медийное- и блогсообщество охватила полноценная истерика и захлестнула волна интерпретаций, сводящихся к убеждениям (и самоубеждениям) в том, что президент Дмитрий Медведев якобы жестко ответил премьер-министру Владимиру Путину. Интерпретации эти выводятся из упоминания и премьером, и президентом слов Каддафи о "крестовых походах" христиан против мусульман" и шантажом войны "Аль-Кайеды" против западной цивилизации.
Напомним, сегодня непосредственно перед выступлением президента перед журналистами зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата игумен Филипп отметил, что ливийский лидер Каддафи назвал начавшуюся военную операцию Запада в Ливии "новым крестовым походом, беспрецедентным в своей вероломности", раскритиковал подобную подачу информацию и предостерег от трактовки ситуации в Ливии как конфликта между христианами и мусульманами, "поскольку за этими событиями стоят "светские силы", которые хотят использовать религиозный фактор в своих целях".
Поясним: глава правительства, сообщив о том, что не считает себя вправе комментировать внешнюю политику страны как чиновник и выражает собственное мнение, ранее заявил (цитата по РБК), что "резолюция Организации Объединенных Наций о боевых действиях в Ливии неполноценна и ущербна". По данным издания, он заметил, что "эта резолюция "разрешает все" и напоминает средневековый "призыв к крестовым походам". При этом Владимир Путин отметил, что "ливийский режим "ни по каким параметрам" не подходит к критериям демократической страны". "Но это не значит, что кому-то позволено вмешиваться во внутриполитический, даже вооруженный конфликт извне с целью защиты одной из сторон. Она позволяет вторжение в суверенную страну. Беспокоит та легкость, с которой принималось решение о применении силы. В политике США это принимает стабильную тенденцию", - добавил он.
Позже президент Дмитрий Медведев выступил с вышепроцитированным заявлением, также упомянув, что Россию принятая Советом Безопасности ООН резолюция устраивает "не во всём".
И здесь моментально сработало прокремлевское издание Газета.Ru - в 17:53 первым из вполне определенного пула СМИ, постоянно работающих на "развал тандема" оно публикует новость с заголовком "Медведев осудил выражение о «крестовых походах» против Ливии, которое использовал Путин", запуская эту интерпретацию в информационное пространство.
Далее прокремлевская "Газета.ру" "усиливает эффект", публикуя материал с подзаголовком "Владимир Путин страшится судьбы арабских правителей". Вброшенный камень ожидаемо вызывает волны, вызывающие вал комментариев экспертов, мнений блогеров, и трактовок прессы (ведь даже если СМИ не входит в пул медиаинструментов "раскольщиков тандема", оно вполне прогнозируемо захочет отразить данную тему для повышения своей читаемости).
Видя лавинообразное распространение искаженных трактовок, на официальном сайте президента с беспрецедентной скоростью (уже в 18:30) публикуется полная стенограмма заявления главы государства, из которой видно, что президентские замечания можно трактовать как угодно.
"Газета.Ру", начавшая свою историю в близком к Кремлю Фонде эффективной политики Глеба Павловского, по всей видимости, получила "свои сигналы" о том, как трактовать заявления президента по Ливии. Отметим, что недавно, как сообщали "Аргументы недели", бывший главный редактор "Газеты.Ру" был назначен главредом "Коммерсанта" по просьбе высокопоставленного кремлевского чиновника. Вполне возможно, нынешний главред хотел бы аналогичной протекции ;)
Дополнение: Комментируя медийную (по другому не назовешь) вакханалию, экс-глава администрации президента РФ Александр Волошин в своем микроблоге сообщил "Говоря о крестовых походах (сорри), президент критиковал Каддафи, кот. эти походы так назвал. А Путин лишь цитировал того же Каддафи". "То бишь скандал устроили непонятливые журналисты, причем на пустом месте", сообщил он. Отвечая на вопрос шеф-редактора Politonline.ru Олега Володина, Волошин, в частности, заметил "СМИ всегда стремятся к жареному. Я не склонен к конспирологии. Тема разводки двух лидеров настолько вкусна для журналистов, что лучше не давать им поводов, то есть быть поаккуратнее"
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...