Как и зачем Москва вырвала у Татарстана право на язык
Госсовет Татарстана проголосовал за добровольное изучение татарского языка в школах республики, в качестве государственного республиканского языка, но в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Теперь татарский язык будет занимать 2 часа в неделю.
История с преподаванием татарского языка уходит чуть ли не в девяностые и имеет в том числе не только лингвистический, но и политический аспект. Стоит напомнить, что до недавнего времени Татарстан в составе РФ по федеральному же договору имел особый статус. Помимо вещей, прописанных в федеральном договоре, который и не стала продлевать Москва, были вещи, скажем так, «неписанные». Одна из них и касалась преподавания национального языка в школах.
Дело в том, что согласно Конституции республики Татарстан и татарский, и русский являются государственными. Но постепенно, еще с девяностых количество часов татарского, в том числе и за счет «татарской литературы» нарастало. При этом, обучение этим предметам носило во многих школах республики обязательный характер. И параллельно же, постепенно сокращалось количество часов преподавания русского.
В 2009-2012 годах у нас активно изменялись государственные образовательные стандарты по всей стране. И в частности, в этих стандартах для национальных языков во всех республиках РФ значится один универсальный модуль «родной язык». С прописанными часами на его преподавание.
Естественно, что такое сокращение в Татарстане не понравилось в первую очередь националистам. Но с другой стороны, и татарские политические элиты особого восторга по этому поводу не высказали.
А тут еще, в соответствии с поручением Владимира Путина Генпрокуратура проверила, как в субъектах РФ обеспечивают право на добровольное изучение языков народов РФ - как родного, так и государственных языков республик. Доклад направлен в администрацию президента (АП). По данным "Ъ", нарушения найдены во всех национальных республиках.
Особенно много нарушений выявлено в Татарстане, Башкирии, Якутии и Чувашии. В этих республиках прокуратура зафиксировала большой объем обращений и жалоб родителей учеников общеобразовательных школ в департаменты образования на принудительное изучение национальных языков и уменьшение доли изучения русского языка.
Спор постепенно вышел на федеральный уровень. Поскольку все больше людей в республике пытались отказаться от изучения татарского языка в пользу русского. И вот уже в июле 2017 в Йошкар-Оле Владимир Путин в рамках заседания совета по межнациональным отношениям заявил: «Хочу напомнить, что русский язык для нас - язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его должен знать каждый. Языки народов России - тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать их - гарантированное Конституцией право, причем право добровольное. Заставлять человека учить язык, который не является для него родным, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».
В Казани и Уфе (а в Башкортостане с татарским аналогичная ситуация) поначалу на это заявление Путина отреагировали сдержанно, а то и вовсе скептически. К примеру, кандидат политических наук, Евгений Белев на следующий день после слов Путина заявил: ««действующая элита Татарстана не откажется от принципа обязательности изучения татарского языка без потери общей политической легитимности, а политика федерального центра хоть и направлена ликвидацию правовых последствий „парада суверенитетов", базируется на компромиссе и возможности уступок по частным вопросам».
В конце октября глава республики, Рустам Миниханов заявил: «Как так язык может быть добровольным? Нигде в мире такого нет». И хотя он в своем выступлении и ссылался на то, что кто начинает национальную и языковую рознь, тот фактически действует против Путина, а языковую политику Татарстана нужно продолжать и «дорабатывать», как-то это все не очень помогло, и примерно в октябре этого года началась прокурорская проверка. А дальше уже прокуратура Татарстана постановила, что «обязательное преподавание татарского языка, введенное ранее в республике вне закона».
В дискуссию включились и религиозные деятели. К примеру, первый зампред Духовного Управления Мусульман РФ Дамир Мухетдинов заявил: «Когда внимательно слушаешь Владимира Путина, других чиновников, говорится, что обучение русскому языку обязательно. Мне это непонятно. Почему во всей Российской Федерации обучение русскому языку должно быть обязательно? Российская Федерация - это не русское государство, она федерация. Там все языки равноправны - как у малочисленных, так и многочисленных народов». И это заявление, в свою очередь, тоже усилило общественный резонанс.
С другой стороны, понятно, что помимо политически аспектов, есть и реальные люди и реальный татарский язык и отношение к его обязательному преподаванию. И оно также весьма неоднозначно.
В частности, в телегам-канале «Еду в Татарстан» было высказано следующее мнение: «В ситуации с языком, которая сложилась сегодня в Республике, нет прямой вины ни прокуратуры, ни федеральных властей. Мы привыкли жалеть учителей в последнее время, которых «несправедливо» увольняют. Но если задуматься, кто кроме них виноват в том, что дети не хотят изучать язык, кто кроме них виноват в том, что родители жалуются на качество преподавания, кто кроме них виноват в том, что их увольняют?
«Вы не защитили язык, вы не защитили учителей, которые преподают язык Республики», а от кого его защищать? От самих же татар, которые не хотят его изучать? Мы говорили до этого и скажем еще раз: то, что происходит с языком - это положительные изменения, мы либо выживем с нашим языком, либо умрем, но при этом не будем мучаться под аппаратом искусственного дыхания».
Телеграм-канал «Курульный» в свою очередь, цитирует канал «Русское будущее», в котором говорится: «смешное: "молодые активисты в Татарстане проведут час тишины в поддержку татарского языка".
Очень хорошо. Не говорить на татарском языке, протестуя таким образом против исчезновения языка. Л- логика. Только очень специальная».
Канал «Медатехнолог» также цитирует одного из «непосредственных участников событий», который характеризует ситуацию так: «На деле сегодня имеем:
а) активисты-родители, которые после слов ВВП, сказанных в Йошкар-Оле в августе, инициировали весь процесс с отказом от ОБЯЗАТЕЛЬНОГО изучения татарского языка в школах. Именно они начали раскачивать ситуацию и обеспечили необходимый резонанс в соцсетях, мессенджерах, а затем и в обществе.
б) родители школьников, которые вусмерть устали от татарского языка, преподаваемого их детям в конских объемах, зачастую наскоро подготовленными педагогами, по ужасным в своей кривизне методикам. Это и русские и татары. Эту группу добило введение Энегелем Фаттаховым в 2014 году единого тестирования по татарскому в 9 классе. И сейчас эта МНОГОЧИСЛЕННАЯ группа (во многих классах заявление на отказ от обязательного изучения татарского написали более половины родителей) возбуждена происходящим и зорко следит за телодвижениями наверху.
в) нейтрально (по тем или иным причинам) настроенные граждане, это, опять же, и татары и русские.
г) и только в последнюю очередь это татарские националисты, которые поздно спохватились (сначала от активистов они высокомерно отмахнулись) и теперь пытаются представить дело так, будто речь идет об исключении татарского языка из числа государственных в РТ, а не об отмене принудительного (именно так) обучения татарскому языку детей в школах в ущерб изучению русского языка.
Сегодня татарские националисты пытаются подменить повестку и представить дело так, будто у татар хотят отнять их язык.
Это совсем не так - речь идёт об отмене обязательного изучения татарского языка в школе. О добровольном его изучении. И всё».
Кстати, Энгель Фаттахов, который упоминается в вышеприведенной реплике - это республиканский министр образования, и к нему у местного, татарского населения, судя по поисковикам, масса вопросов. К примеру, ему ставят в вину то, что «Минобр РТ дает заявление, что согласно конституции РФ татарский язык останется обязательным. А прокуратура выносит предписания директорам школ о недопустимости принудительного обучения неродному языку. Многих родителей под лживыми предлогами (вероятно по указке минобра РТ) заставляют писать заявления о согласии на изучение татарского языка, не говоря всей правды».
Но с другой стороны, в конце октября главе Татарстана и другим чиновникам республики пришло письмо от сторонников татарского языка, в кортом, фактически, был поставлен ультиматум: «есть только два пути. Первый: с честью побороться за татарский язык и в случае поражения уйти с высоко поднятой головой; второй: остаться на своих теплых местах и отправить татарский язык на свалку истории. Но выбрав второй путь, вы сами со временем окажитесь там же, осужденные своим народом».
Собственно, возвращаясь к политике, стоит отметить, что вот этот ультиматум - это как раз продукт многолетнего заигрывания татарских властей с националистами, которые, к примеру, отмечают день траура по взятию Казани Иваном Грозным.
Рассуждать тут, конечно, можно очень много, но, фактически сейчас в Татарстане можно изучать татарский на добровольной основе, нужно - русский, поскольку это государственный стандарт, и в общем-то, видимо, все же большинство и русских и татар относятся к этому весьма спокойно.
Остаются, конечно, националисты и радикалы, но и им, в общем-то, татарский язык никто учить не запрещает. И, стоит отметить, что такое решение и прокуратуры, и властей Татарстана скорее снизит межнациональную напряженность. Поскольку «многочисленные жалобы на обязательный татарский язык» отмечали все наблюдатели. Отмечали, при этом и от татар, детям которых, учиться в общем-то в российских вузах, и не факт, что только в границах Республики Татарстан.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...