Поправки в Конституцию-2020: что, как и когда планирует власть
12 апреля может стать днем проведения голосования по поводу поправок в российскую Конституцию. Так или иначе, мероприятие будет проведено примерно в середине весны.
Не исключено, что оно пройдет после принятия поправок Думой и Совфедом. Власти также намерены провести информационную кампанию на телевидении и в интернете. По данным близких к администрации президента источников, еще одной датой может считаться 26 апреля, так как промежуточное воскресенье 19 апреля является православной Пасхой.
Ожидается, что всероссийское голосование состоится после того, как поправки в Основной закон примут Госдума и Совет Федерации, но до вступления принятого ими федерального конституционного закона в силу. Как минимум две трети региональных заксобраний регионов должны будут высказаться в поддержку принятия поправок, и сделать это нужно максимально быстро.
Как ранее отмечал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сроки и порядок проведения голосования будут известны после подписания соответствующего указа Владимиром Путиным. При этом 12 апреля в России ежегодно отмечается День космонавтики.
Что характерно, в свое время в этот же день (в 1978 году) была принята новая Конституция РСФСР, в статье 5 которой закреплялось, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)».
Информационная кампания на телевидении и в интернете должна обеспечить высокую явку (больше 50%), в идеале - превысить показатели на выборах президента в 2018 году (67,4%). Это необходимо, так как речь идет о поддержке инициатив главы государства, о доверии ему, и результаты должны быть убедительными. Но обязательности в этом вопросе нет, так как даже при явке в 20% легитимность не пострадает. По словам источника, поправки примет парламент, и по закону этого будет достаточно.
10 поправок в Конституцию-2020 от В.В.Путина:
- Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны.
- Требование к кандидатам в президенты страны проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства.
- Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти.
- Закрепление в Конституции статуса и полномочий Госсовета.
- Утверждение Госдумой кандидатуры председателя Правительства, а также участие в формировании Правительства.
- Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
- Новое право Конституционного суда - проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
- Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ.
- Закрепление принципов единой системы власти. А также исключение фразы «подряд» при избрании президента более двух раз.
- Закрепление в Конституции условия, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума.
"Миссия предстоит колоссальная. Поясним. Российской политсистеме для выживания крайне важны постоянные инъекции легитимности. Тем более в рамках стартовавшего транзита. Отсюда особая значимость грядущего голосования. Архитектура этого процесса ещё не ясна. Но уже понятен ключевой параметр - всероссийский охват",- пишут эксперты паблика "Темник".
Для масштабных политических изменений необходима столь же масштабная поддержка граждан. По итогу нужен общероссийский консенсус и высокая явка. Иначе к легитимности грядущих изменений возникнут вопросы. Ожидается тотальная мобилизация всех агитационных ресурсов государства. Ведь за небольшой срок гражданам нужно объяснить важность необычного голосования, как-то их мотивировать к действиям",- отмечают они.
В свою очередь, политконсультанты добавляют, что "в 2020 году мобилизуемый зависимый избиратель должен прийти на счетные/избирательные участки аж трижды:
12/19/26 апреля - на «опрос» по внесению изменений в Конституцию;
В конце мая-начале июня - на праймериз «ЕР»;
13 сентября - на Единый день голосования".
"Перед голосованием две палаты парламента должны принять указанные поправки законодательно. Только после этого пройдет процедура всероссийского голосования. Это, так сказать, всеобщее одобрение гражданами страны. После этого необходима процедура «принятия решения» на основе всенародного голосования. Какова будет эта процедура, пока не принято",- пишут авторы "АК".
"Вспомним, что именно этот пункт пытаются использовать в своих политических амбициях сторонники СССР, которые до сих пор утверждают, что живут по законам Советского Союза, а Конституцию 1993 года так и не приняли окончательно. Ведь после всенародного голосования в 93-м должна была быть процедура «принятия решения» по новой Конституции. Эта процедура прошла слишком размыта, поэтому сейчас всё прорабатывается досконально",- констатируют эксперты.
Сами инициативы уже сформулированы и озвучены в рамках работы, проведенной государственно-правовым управлением президента с сопредседателями рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Участники группы "в кратчайшие сроки отточили формулировки и выверили все юридические тонкости президентского законопроекта", после чего намерены внести их в Госдуму.
Отметим, что следующей задачей рабочей группы станут анализ и систематизация поступающих через ее членов предложений в развитие магистральных линий, уже обозначенных главой государства. Группа внесет на рассмотрение Федерального собрания РФ свой пакет предложений, текст которого может составить не менее сорока строк.
"А сколько поправок в Конституцию РФ уже было внесено, если брать текст Основного закона, принятый в 1993 году?",- задается вопросом публицист и политолог Михаил Синельников-Оришак.
"Начинаем считать - 11 раз менялась 65 статья, там, где перечисляются названия субъектов федерации. Например, была «Ингушская республика», стала «Республика Ингушетия» (самая первая поправка от января 1996 года). Также переименование проводилось в связи с объединительно-присоединительными процессами. Последнее в этом ряду - республика Крым (2014 год)",- пишет он.
"Продолжаем далее - в декабре 2008 года увеличились сроки полномочий Президента до 6 лет и Государственной Думы до 5 лет. Соответствующие изменения внесены в 81 и 96 статьи Конституции РФ, таким образом 11+2=13, если считать «постатейно», а именно так мы и считаем, то есть по изменениям от их первоначального текста",- поясняет он.
"Тогда же, в 2008 году, правительство РФ обязывалось отчитываться перед Государственной Думой - «поправились» 103-я и 114 статьи Основного закона. Таким образом, 13+2=15",- добавляет эксперт.
"В феврале 2014 года происходит «взрывной рост» - исключается упоминание о Высшем Арбитражном Суде и расширяются полномочия Президента, связанные с назначением прокуроров. Выкидывается 127-я статья и сейчас за 126-й идёт ...128-я. Ага! Ладно уж, примем это за одну «правку». Потому что дополнительно пришлось исправить 71-ю, 83-ю, 102-ю, 104-ю, 125-ю, 126-ю, 128-ю, 129-ю. Да ещё и переименовать 7 главу (тоже посчитаем за «правку»). Итого, промежуточный счёт 15+10 (вместе с отменённой 127-й статьёй и переименованной 7 главой)=25",- считает политолог.
"Ну и наконец, последнее на текущий момент (пока не приняли новый «пакет») - в июле 2014 года в состав Совета Федерации вводились «дополнительные представители президента РФ». В связи с чем, изменились тексты 83-й (опять!) и 95 статей. В целом, начиная с декабря 1993 года (официальное вступление в действие Конституции РФ) её статьи изменялись, поправлялись, дополнялись, отменялись - 27 раз", - заключает он.
"Для любителей статистки сообщаю, что количество поправок в Конституцию США тоже 27-м - с декабря 1791 года, когда принято «пакетом» сразу десять, по сентябрь 1989 года",- фиксирует публицист.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...