'Борьба с религией - черта революционеров-разночинцев'
- Эксперты продолжают комментировать данные ВЦИОМ, выяснявшего отношение россиян к ужесточению ответственности за оскорбление чувств верующих, осквернение культовых сооружений. Вот как результаты соцопроса прокомментировал Максим Григорьев (директор Фонда исследований проблем демократии):
- "После семи десятилетий крайне негативного отношения государства к религии, которое имело место после Октбярьской революции, российское общество существенно поменялось. В определенной мере - и за счет официального негатива, который был по отношению к религии, и за счет возрождения православия и других религиозных конфессий. В настоящее время российское общество в целом достаточно позитивно относится к религии. Я имею ввиду не только православие, но и различные конфессии. Поэтому у большинства населения оскорбления религиозных ценностей и чувств верующих вызывают негативное отношение. И у большинства образованных интеллигентных людей, естественно, это также вызывает негативное отношение. С этим связаны данные, полученные ВЦИОМом, которые показали, что более 80% негативно относится к каким-либо оскорблениям чувств верующих.
- Что означает оскорбление чувств верующих? Мы недавно могли видеть события, которые были связаны с этим фильмом, который оскорблял чувства верующих мусульман. Мы видели, что во многих странах мира прошли демонстрации, был убит американский посол, целый ряд других людей и т. д.
Мы понимаем, к чему могут привести оскорбления чувств вербующих: и к человеческим жертвам, и к угрозе стабильности или существованию страны. Поэтому история, связанная с американским фильмом «Невиновность мусульман», хорошо показала нам, к чему может привести намеренное оскорбление чувств верующих. - Если вернуться к России, есть на мой взгляд достаточно небольшая группа населения, которая продолжает традиции 19 века, когда для многих людей, которые относили себя к интеллигенции, одной из основных примет было негативное отношение к религии. В 19 веке, до революции, было много разночинцев, которые строили свое мировосприятие на негативном отношении к религии. Такими же были и довольно многие из революционеров, определённая часть буржуазии. То есть были определенные группы, которые позиционировали себя атеистически. И мне кажется, что та часть общества, которая поддерживает какие-либо антирелигиозные действия, она в определенной мере продолжает разночинную революционную традицию. Но у нас уже есть хороший пример из собственной истории - мы понимаем, к чему это может привести.»