Родители портят детей вредными игрушками
Многие родители, особенно "родом из 60-ых и 70-ых" вздыхают, глядя на своих детей, не отлипающих от экрана компьютера, мобильного или планшета - дескать, в те времена дети часами пропадали во дворе, мастерили луки-стрелы, доспехи рыцарей и мушкетеров, делали доски с подшипниками и просили починить любимую машинку или мишку. А сейчас, увы, дети чаще выбирают командную игру на сервере, чем на улице, тратя на переписку с одноклассниками "через интернет" куда больше времени, чем на реальное общение. Что это - беда, когда яркие игрушки и детская фантазия заменяется обезличенными монстрами или виртуальными боями или неумолимый признак новой эпохи, возвращающий актуальность фразе "наши дети так непохожи на нас"?
Популярный интернет-ресурс Missus.Ru обратился с этим вопросом к профессору кафедры дошкольной педагогики и психологии московского городского психолого-педагогического университета Елене Смирновой. Как бы это странно ни звучало, но эксперт уверяет - у игрушек в жизни ребенка очень серьезная роль, они участвуют в формировании личности, поведения и могут быть вредны не только своими острыми углами или некачественной краской.
Взять хотя бы те же куклы - обратите внимание, что у многих из них "своя легенда" - выражение лица, одежда, скрытая роль. Яркость и детальность куклы, по мнению эксперта, мешают ребенку фантазировать (ох и хорошо было с фантазией во времена СССР, когда коробок от спичек мог быть и машинкой, и самолетом, и танком, и даже домом), создавать свой образ. В результате игра сводится к одеванию или "хождению" куклой, а ее "коммуникация" с другими игрушками повторяет увиденное в сериалах или мультфильмах. "Мы знаем: ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла - еще и определенная модель человека, и ее облик так или иначе накладывает отпечаток на сознание",- рассказала Misus.ru Елена Смирнова. Психолог привела примеры - например, куклы-роботы действительно умеют ходить и говорить, но таким образом в игре "отодвигают" ребенка на второй план, некоторые Барби надменны, в "парикмахерских играх" с набором кукольных голов без тела есть нечто противоестественное, а расчеловечивание или утрирование черт лица у кукол приводит к тому, что дети примеряют на себя роли трансформеров, бездушных роботов, инопланетян, монстров. Эксперт также сообщила Misus.ru, что не стоит считать, что лучше та игрушка, в которой больше "наворотов" - у детей все-таки должен быть простор для фантазии, а не "нажми кнопку, а она за тебя сыграет, скажет, выстрелит или запоет".
Как тревожную оценил ситуацию глава фонда "Детское Здоровье" Александр Кузнецов, рассказавший Missus.ru о том, что компьютерные игры приводят в инфантилизму - в отличие от традиционных игрушек, в компьютерных играх роль ребенка сводится к минимуму. Результат, увы, может быть удручающ - возникает поколение интеллектуально и психологически пассивных "нажимателей кнопок" и потребителей, плывущих в информационном поле вместо того, чтобы что-то изменять, пробовать, творить. Эксперт также напомнил, что если раньше у детей как-то развивалась моторика и координация, то теперь игра сводится к созерцанию экрана компьютера или планшета и "тапы"-клики.
Впрочем, виновны в ситуации не только производители, но и, главным образом, родители. Лень читать вслух ребенку сказки, когда нужно готовить, делать что-то по работе, убирать, звонить? В руки ребенка дается приставка или планшет и ребенок сидит, словно зомби, водя по экрану пальцами или топча кнопки. А родитель рад - чадо не отвлекает, не орет, не требует внимания и "на виду". Так президент Международного союза общественных организаций "Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства" Татьяна Рощина в интервью Missus.ru объясняет "Происходит подмена. Вспомните, мы в детстве лепили из пластилина, вырезали снежинки. Сейчас этого ничего нет - дети не хотят. А родители не хотят напрягаться, чтобы учить детей".
Зато вот писатель Лариса Рубальская, констатируя изменение "игровой психологии детей" не видит в этом большой беды. "Им жить в мире этих предметов, а не плюшевых зайчиков. Другое дело, что у них будут другие характеры, но никуда не денешься",- поделилась она с Missus.ru.
А может, нужна "золотая середина"? Понятно ведь, что вырастя, дети будут жить в насквозь компьютеризированном мире. Да и на том же планшете можно установить не тупую стрелялку, а головоломки, паззлы, квесты, развивающие программы или "рисовалки-раскраски". Та же приставка может быть с датчиками движения - и ребенку будет интересно прыгать, танцевать, двигаться. И кукла "с брезгливым лицом" при участии родителей может сыграть полезную роль - если они объяснят, что с этой "дорого одетой, но надутой особой другие куклы не дружат".
Правда, для этого нужно все-таки их участие, а не банальная попытка "хоть немного отдохнуть", сбросив воспитание и общение с ребенком на электронный гаджет. И, конечно же, когда ребенку объясняют, что звучащее по телевизору или в интернете убеждение "ты будешь самым крутым, если принесешь в школу синего монстра и малинового трансформера-чупакабру" - всего лишь рекламный ход.
Глядишь, тогда выросших детей уже не обманут всевозможные слухи типа "облака дефолта идут на Москву из растоптанной котами АЭС"...