Законопроект будет иметь серьезное профилактическое значение
Принятие во втором чтении законопроекта "о противодействии оскорблению религиозных убеждений" ожидаемо вызвало значительный общественный и медийный резонанс. Естественно, оппозиционная и даже часть обывательской среды (судящие о принятых законах даже не "по себе", а по создаваемой определенными СМИ мифологии) восприняла его появление и прохождение через Думу "в штыки". Впрочем, второе чтение в парламенте как минимум сняло большинство острых вопросов и дезавуировало множество "страшилок", которыми была переполнена медиасреда.
Politonline.ru попросил генерального директора института приоритетных региональных проектов Николая Миронова прокомментировать изменения, произошедшие с законопроектом и дать оценку его правоприменительным перспективам.
Politonline.ru: Как вы оцените изменения, которые претерпел законопроект?
Николай Миронов: Закон претерпел серьезные изменения по сравнению с первоначальной версией. Главные аспекты таковы - появилась четкая взаимосвязь деяния, оскорбляющего религиозные чувства, с умыслом совершившего это деяние. Чтобы быть наказуемым по закону, такое "деяние" должно быть умышленным, должна быть доказана цель "оскорбление религиозных чувств". Это создает важную правовую гарантию и соответствует принципу презумпции невиновности. В суде, например, стороне обвинения необходимо будет специально доказать, что действие на самом деле имело цель оскорбить религиозные чувства - это поставит ограничения произволу "он косо посмотрел на храм нашей религии, давайте его засудим". Смягчена ответственность - основной мерой у нас становятся штрафы и обязательные работы. Кстати, это демонстрирует - законопроект носит не карательный, а прежде всего профилактический характер и позволяет лишь в исключительных случаях применять такую меру наказания, как лишение свободы.
Многие любят сравнивать принимаемые законы с общемировой практикой. Хорошо, давайте сравним. По концепции самого закона и по тем мерам, которые он применяет, Россия находится в мировом тренде. По сравнению с соответствующим законодательством зарубежных стран у нас достаточно мягкие наказания. Так, например, во многих странах действуют аналогичные правовые нормы - они содержат понятие умысла и подобную ответственность, причем штрафы иногда бывают выше, чем предлагается принять в России. Например, по ирландским законам даже "богохульство" запрещено, оно наказывается штрафом до 25 тысяч евро.
Замечу, что у нас речь не идет о "богохульстве", в нашем случае закон отдает предпочтение светской практике наказания за умышленное хулиганство, связанное с религиозными моментами.
У нас дискутируется вопрос о свободе совести и якобы предпочтениям отдельным конфессиям - а в преамбуле конституции Ирландии написано: «...смиренно признаем наши обязанности перед Господом нашим Иисусом Христом». Что не мешает Ирландии быть демократическим современным правовым государством.
В Нидерландах тоже запрещено богохульство - соответствующие нормы содержатся в уголовном кодексе страны. Там есть и тюремное заключение, и штраф в размере 3.800 евро. Соответствующие наказания есть в законодательстве некоторых Штатов в Америке - несмотря на наличие у них поправки о религиозной свободе.
P: Что бы вы предложили для исключения различных трактований "предметов религиозного почитания" или "символики"? Нужны ли какие-то предупреждения или общество должно самостоятельно выработать соответствующую практику?
Н.М.: Предупреждать о том, что нечто может оскорбить [религиозные чувства - прим. ред.] было бы целесообразно. Современное искусство давно вышло за рамки традиционных канонов. Если взять те же выставки - не секрет, что там бывают откровенно порнографические изображения, бывают оскорбляющие религиозные чувства , поэтому некое предупреждение было бы целесообразно.
Что касается необходимости разъяснений - думаю, что по этому вопросу с течением времени сложится определенная практика. У нас есть такой формат как принятие пленумом Верховного суда постановлений, анализирующих практику по тем или иным статьям. Поэтому думаю обобщение практики правоприменения, которое со временем появится, будет как раз тем самым разъяснением.
P: Предотвратит ли это правонарушения в данной области или наоборот?
Н.М.: Думаю, это будет иметь серьезное профилактическое значение. Закон несколько охладит пыл любителей "креатива", которые не стесняются ни перед чем, стремясь (как они утверждают) реализовать свое мировоззрение - но на деле их акции больше напоминают экстремистские политизированные выходки. Этот закон будет иметь хорошее сдерживающее значение. Не вмешиваясь в суть религиозных культов, он установит светские гарантии для всех них. И, конечно, защитит разнообразные культурные ценности, которые лежат в основе многонационального российского народа.