Госдума дала МСУ больше вариантов и полномочий
Российский парламент во второй и третьем чтении рассматривает и принимает законопроект о реформе местного самоуправления. В его ходе, как сообщил первый замглавы фракции "ЕР" Вячеслав Тимченко, предлагается принять ряд поправок "расширяющих вариантность предлагаемых законопроектом решений. Главная новация заключается в том, что регионам предоставляется право самим определять способы избрания глав муниципальных образований (напрямую населением или из состава представительного органа власти), формирования всех органов МСУ на своей территории". Это, как сообщают эксперты, позволит каждому региону найти и выбрать лучшую форму организации МСУ, которая будет соответствовать особенностями как муниципалитетов, так и региону в целом.
"Новация распространяется и на вводимый законопроектом новый тип муниципального образования - города с районным делением",- сообщили депутаты, добавив, что при этом обязательно будет учитываться "мнение населения муниципального образования, выраженное в соответствии с его уставом".
"Где-то сельские, городские поселения обладают достаточной экономической основой и могут выполнять не только свои собственные, но и дополнительно делегированные с регионального уровня полномочия. А где-то у них нет сил тянуть даже минимальный функционал, например, по причине малонаселенности или отдаленности территории. Особенно остро проблема стоит для сельских и небольших городских поселений",- так объяснил проблемы МСУ в статье, опубликованной "Российской газетой" зампредседателя Госдумы Сергей Неверов.
"Теперь же регионы могут установить как широкий перечень полномочий МСУ, так и ограничить его минимальным объемом, закрепленным федеральным законом. Законопроект позволяет дифференцировать подход к полномочиям разных видов муниципалитетов",- пояснил он. "Это даст регионам возможность создавать точки роста, передавая дополнительный функционал успешным муниципалитетам (например, промышленным городам). А для дотационных муниципалитетов - создавать механизмы поддержки. Таким образом, проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями будет решена",- добавил политик.
В своей статьи Неверов также подчеркнул, что "двухуровневая система власти в крупных городах характерна для многих стран мира, имеющих глубокие традиции местного самоуправления", приведя в пример как целую страну - США, так и города - Парижа, Лион, Марсель. "Муниципальные районы (в состав которых входят городские и сельские поселения) могут формировать свои представительные органы также путем делегирования глав и депутатов из нижестоящих муниципальных единиц или, как вариант, с помощью прямых выборов",- делится он. "Там, где есть условия для кооперации поселений, решения общих задач, лучше всего выбрать первый вариант. А там, где в силу дефицита экономических ресурсов целесообразно сконцентрировать основные полномочия поселений в районе, больше подойдет второй вариант",- пишет депутат.
Напомним, что законопроект был создан и обсуждался Госдумой в рамках реализации послания президента России, призвавшего приблизить муниципальную власть к населению. Как это будет работать? При том, что существующая система МСУ сохраняется, в нее вводится еще два типа муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
"Иными словами, упор делается на ключевое, первичное звено - поселения и внутригородские районы, где живут люди и где решаются их самые насущные проблемы",- сообщают парламентарии. Они уверены, что это поможет росту эффективности народного контроля за работой местной власти и снижению коррупции. Ввел законопроект и "минимальный перечень вопросов местного значения, который в любом случае должен находиться в исключительном ведении муниципальных образований". В итоге так называемый "неснижаемый остаток" составил для сел 13 полномочий, а для других муниципальных образований - 16".