«Народный фронт» выразил неудовлетворение темпами выполнения майских указов
Представители «Общероссийского народного фронта» с пристальным вниманием отслеживают реализацию майских указов Владимира Путина, выразили некоторое недовольство тем, как проходит реализация программы доступного и комфортного жилья для россиян, а также улучшения качества услуг ЖКХ.
По заказу ОНФ Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) провел мониторинг выполнения указов президента.
Для более точного обзора процесса реализации майских указов, ОНФ обратились в Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) с просьбой провести соответствующий мониторинг на основе анализа имеющейся информации Росстата, а также опроса жителей тех регионов, куда выезжали эксперты организации.
Особенную обеспокоенность представителей ОНФ вызывают такие пункты указа, как разработка порядка бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья эконом-класса с предусмотренным при этом ограничением продажной цены на такое жилье (июль 2012); обеспечение формирования специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы) (сентябрь 2012); разработка плана мероприятий по редупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов (декабрь 2012); обеспечение создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства (декабрь 2012); обеспечение формирования рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода (январь 2013); разработка комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (март 2013) и некоторые другие.
Помимо этого, не вызывает оптимизма и снижение среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредитованию.
Однако, в Минрегионе считают, что их ведомство никакого отношения к реализации указа о доступном жилье не имеет, так как и Госстрой, и некоторые департаменты минрегиона, на которые должны были курировать ход реализации строительной политики и работу департаментов ЖКХ и кадров, в настоящее время реорганизованы и вошли в состав министерства строительства.
В то же время, министерство строительства так же не берет на себя полную ответственность за выполнение указов, заявляя, что их ведомство приступило к исполнению соответствующих пунктов распоряжения только в ноябре 2013 года. Однако, эти задачи, как отметил представитель министерства, «либо уже выполнены, либо находятся в процессе исполнения».
Кроме того, как отметили в министерстве, некоторые данные мониторинга устарели. В частности, план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов, который указывается в мониторинге как неразработанный, в действительности утвержден правительством в ноябре 2013 года.
Только для того, чтобы создать привлекательные условия для частных инвестиций в систему ЖКХ, министерством строительства было выпущено 30 нормативно-правовых актов. Это и переход к долгосрочному тарифному регулированию, и типовые соглашения для передачи неэффективных предприятий сферы ЖКХ в концессию, и формирование реестра лучших практик инвестирования в отрасль. Кроме того, подчеркнули в министерстве, сегодня в России уже введено 624 тыс.кв.м. доступного арендного жилья, подготовлен совместно с депутатами Госдумы законопроект о формировании рынка жилья данной категории. Пройдя процедуру первого чтения, законопроект ожидает второе чтения, которое пройдет 4 июля. В министерству заверили, что соответствует графику и работа по ликвидации аварийного жилья, разработке ипотечных программ для разных категорий граждан и общего снижения ставки по ипотечному кредитованию.
Надо сказать, что большая часть пунктов правительством уже выполнена и Контрольное управление администрации президента их с мониторинга сняла, однако, часть все еще находится под наблюдением. Однако, без положительной экспертизы ОНФ снять с контроля их нельзя, поэтому эксперты продолжают отслеживать и уже исполненные пункты, и подлежащие исполнению.
В реализации указа немаловажна роль губернаторов и муниципальной власти, считает глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Сейчас важно не только разработать концепции, планы или проекты, не только принять их, то и увязать все эти программы воедино, чтобы был общий результат, который и смогут ощутить на себе граждане. Но это уже представляется пока несколько проблематичным.
- Комплексного подхода пока не достает. Да, к примеру, объем ипотечных кредитов растет, но это дорогие кредиты. И разговоры о том, что поскольку снижения ставок нужно добиться к 2018 году, то мы и займемся этим ближе к 2018 году, не убедительны. Люди хотят здесь и сейчас улучшать жилищные условия и иметь доступные кредиты. Меньше формализма - это было бы более правильным подходом, - считает Бадовский.
Сейчас надо понять, что является источником существующих проблем и как их разрешить. Как отметил представитель ИСЭПИ, весьма недостаточен уровень взаимодействия региональных и муниципальных властей в вопросах жилищной политики. Конечно, реформа местного самоуправления дает дополнительные возможности в решении жилищных проблем. Главы субъектов вместе с большими полномочиями получили им большую ответственность. А это дает толчок к тому, чтобы все вопросы можно было урегулировать, считает Бадовский.
Однако, очень много вопросов остается и к правительству. Это оно должно увязать между собой существующие в этой сфере госпрограммы, стать центром оперативного управления и координации, поэтому качество его работы - ключевой момент. Ведь список программ сегодня очень обширный.
Достаточно упомянуть программу расселения ветхого и аварийного жилья, которая реализуется одновременно с программой аренды и некоммерческого найма жилья, а также программу капитального ремонта. Президентом также поставлена и задача разработки программы «Жилье для российской семьи».
- На наш взгляд, задача правительства, в том числе, и в том, чтобы реализацию всех этих программ увязать между собой и грамотно алгоритмировать, чтобы они не вступали между собой в противоречие, а реализовывались в комплексе и четко увязывались между собой, - добавил глава ИСЭПИ, - Создание министерства лишний раз подчеркнуло, что в этой сфере необходимо сильное, уверенное и комплексное управление. А дальше нужно в том числе смотреть, как и новое министерство, и правительство будут эти задачи решать, и помогать им, обращая внимание на проблемы и предлагая какие-то идеи.