Наши
сообщества

ОП РФ предложило эффективный механизм решеня творческих конфликтов вроде "Тангейзера"

Просмотров

На прошедшем круглом столе ОП РФ были обсуждены вопросы и тонкости взаимоотношений творческих работников, общества и государства, финансирующего творческие учреждения - в свете современных театральных спектаклей и, в том числе, скандально известной постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирскогом театре.

Открывая дискуссию, глава ккомиссии ОП РФ по культуре Андрей Ковальчук отметил - современное искусство "должно, особенно если это касается государственного заказа, учитывать историю и традиции нашей страны". Он пояснил, что "желательно не переходить границы, когда нарушаются права других людей, затрагиваются чувства, в данном случае - чувства православных верующих". Также он добавил, что необходимо обсудить тонкую граню между свободой творчества и нарушением этических норм. "Это всегда волновало, и будет волновать творческих людей. Хотелось бы, чтобы дискуссия сегодня не сосредотачивалась на одном частном случае",- отметил он.

Андрей Ковальчук также анонсировал ряд мероприятий, которые ОП РФ проведет по вопросам современного искусства. Это подтвердил и поддержал и присутствовавший первый замминистра культуры Владимир Аристархов.  "Это замечательно, что Общественная палата станет той площадкой, где можно будет эти темы обсуждать, министерство полностью поддерживает. Мне кажется, мы не должны допускать, чтобы споры об искусстве решались в суде или на митинге",- отметил он.

Владимир Аристархов также обсудил пределы допустимого в интерпретации классики и об ответственности госфинансируемых театров за корректное информирование зрителей - "что именно ждет их на сцене, классическая опера, или же постановка "по мотивам".

В свою очередь, советник президента России Владимир Толстой поделился своим взглядом на ответственность творца, художника и режиссера. "Именно на это мне хочется обратить основное внимание. Как нам прийти к взаимному уважению, как научиться уважать чувства других людей. Искусство, как эксперимент, может предполагать какую-то долю провокативности, но и должны предполагаться возможные последствия. Никому, в том числе и гениальному творцу, непозволительны оскорбительные высказывания",- считает он.

А вот первый замглавы СТД Геннадий Смирнов напомнил собравшимся о голливудском "Кодексе Хейса", действовавшем с 30-ых по 60-ые годы "в качестве примера компромисса между творческим сообществом и социумом".

"Мне кажется, что это совершенно здравая мысль, потому что если мы сами не определим для себя эти пределы, то это должно будет сделать государство»" - сказал он, добавив о "готовности гильдии театральных деятелей включиться вы работу по созданию этического кодекса". "Ускорить этот процесс может прямой запрос от Министерства культуры",- также сообщил Смирнов.

Кстати, на круглом столе возникала и острая тема "возвращения цензуры в форме худсоветов" - в частности, это дисскутировала главный редактор «Культуры» Елена Ямпольская. Об их экспертной и профессиональной ценности, кроме того, рассказал писатель и член ОП РФ Юрий Поляков (кстати, пострадавший от цензуры во времена СССР). Естественно, о цензуре все собравшиеся высказались негативно.

Впрочем, Юрий Поляков предложил компромиссное решение. "Я бы, понимая, что у нас пока нет взаимоуравновешивания, предложил такую форму - может быть при Министерстве культуры создать такой выездной конфликтный художественный совет, который бы разбирался с конфликтными ситуациями, где бы они ни возникали",- считает писатель. Он добавил, что "В него должны войти уважаемые люди разных этических, политических, художественных взглядов. Пока мы не решим проблему на макро-уровне, мы можем решать конкретные локальные ситуации уже сейчас".

Читайте также
Интерпретации

Как живут топовые пропагандисты федеральных телеканалов Киселев и Соловьев

9234

Судился и запирал решётки. Как Пригожин мешал Смольному вывозить мусор и развивать город

3294

Популярные темы