Наши
сообщества

Как ловить чиновников на неуемном расточительстве

Просмотров

На форуме «Сообщество», который посвящен развитию «третьего сектора» и проходит в эти часы в выставочном центре «Крокус-Экспо» в Москве, в рамках секции «Общественный контроль и механизмы обратной связи» участники и эксперты площадки совместно начали вырабатывать некие «кейсы» по взаимодействию НКО, государства и общества.

По словам модератора секции, председателя комиссии по общественному контролю при Общественной палате Пермского края Светланы Денисовой, «участникам общественного контроля часто непонятно, как они должны взаимодействовать между собой. Необходимо уточнение законодательной базы в этом вопросе. Предлагаю также сделать акцент на том, как участникам площадки удалось наладить взаимодействие с органами власти. Важно в этом аспекте создание общественных советов при органах власти».

Поддержал её инициативу Антон Гетта, член Президиума «Опоры России», руководитель проекта Общероссийского Народного Фронта «За честные закупки», он рассказал, как происходит мониторинг чиновников со стороны активистов ОНФ: «Мы „мониторим" тех чиновников, кто занимается расточительством. 6 миллиардов рублей - сумма отмененных закупок благодаря запросам активистов проекта «За честные закупки». Серые схемы - это когда чиновник сам решает, с кем и на каких условиях заключает договоры, например, на строительство. Это вторая проблема, с которой мы боремся в рамках общественного контроля системы расходования госсредств».

Обозначил активист и проблему «особых экономических зон в России», рассказав, как ОНФ пытаются исправлять ситуацию: «200 миллиардов рублей государство предусмотрело для создания этих зон, 130 уже вложено, а зоны эти так и стоят пустые. Мы запустили проведение круглых столов по регионам, и там субъектами общественного контроля эта проблема поднимается. Общественность звонит в колокола, мы благодарны им и можем помочь решить эти проблемы».

В ходе секции были приведены примеры успешных региональных программ в сфере социальных услуг со стороны различных НКО. Так, депутат Законодательного собрания Республики Саха (Якутия), директор благотворительного фонда «Праздник жизни» Алена Атласова, рассказала: «Мы проводим мероприятия общественного контроля реализации инфраструктурных проектов, а именно - контролируем строительство онкоцентра в Якутске. Суть нашего контроля в том, чтобы все было выполнено в сроки, у нас нет цели кого-то «посадить». В общественном контроле важно быть публичным. Власти же воспринимают это негативно, как вынесение сора из избы».

Такие проблемы непонимания со стороны региональных властей в сфере работы с НКО уже поднимались и на других секциях форума в течение сегодняшнего дня. Однако представители государственных структур обещают приложить все усилия для исправления ситуации. Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев подтвердил точку зрения на общественный контроль предыдущих ораторов, заявив, в частности: «„Посадки" - это не цель нашей работы. Это для правоохранительных органов и прокуратуры. Наша же цель - добиться результатов, улучшить что-то. И должен отметить, что общественный контроль становится частью нашей жизни, гражданское общество берет на контроль работу ЖКХ и других сфер. Возобновляется культура общественного контроля».

На форуме была затронута тема общественного контроля ЖКХ, особенно актуальная в последние несколько лет. Социальный предприниматель и руководитель множества проектов, направленных на помощь детям, Антон Актуганов поделился позитивным опытом в этой сфере. По его словам, с помощью простых прозрачных механизмов взаимодействия с жителями домов можно избежать и завышенных, и нецелевых расходов. Главное же, по его словам, достижение - в повышении уровня сознательности граждан. Которые сами начинают разбираться на что им нужно тратить деньги в сфере ЖКХ.

Эксперт секции, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева, резюмировала выступления замечанием об интересном и продуктивном опыте, собственно о содержании тех «кейсов», которые были предложены в качестве примеров успешной работы и решения проблем в сфере общественного контроля и взаимодействия «третьего сектора» и региональных властей: «Они отчетливо демонстрируют возможность осуществления такого контроля без дополнительной правовой регламентации и особых бюрократических процедур. Это четко видно в сфере ЖКХ или в сфере контроля за госзакупками, за обеспечением города спортивными сооружениями и так далее».

В итоге участники сошлись на том, что залог успеха общественного контроля напрямую зависит от открытости и публичности информации о нарушениях. По словам Лидии Михеевой, «она (информация о нарушениях) просто очевидна, и ее можно взять голыми руками и работать с ней, провести экспертизу, мониторинг и представить результаты госорганам. То есть, обратить внимание органов власти на очевидные нарушения».

В итоге в рамках секции «Общественный контроль и механизмы обратной связи» было продемонстрировано несколько удачных примеров механизма общественного контроля, которые войдут в итоговую «дорожную карту НКО», принимаемую на форуме, и помогут решать проблемы с открытостью информации и общественным контролем во многих регионах страны.

Интерпретации

Как живут топовые пропагандисты федеральных телеканалов Киселев и Соловьев

9258

Судился и запирал решётки. Как Пригожин мешал Смольному вывозить мусор и развивать город

3318

Популярные темы