Петиция против "пакета Яровой" направлена на "мертвые" пункты
Комплекс законодательных поправок, называемый «пакетом Яровой» вновь стал предметом широкого публичного обсуждения. В правительство РФ была отправлена петиция, набравшая на сайте www.roi.ru 100 тысяч подписей за полтора месяца. Петиция эта содержала требование отменить, либо существенно переработать законодательные поправки, ужесточающие меры по борьбе с терроризмом.
В частности, критике подверглись механизмы хранения операторами мобильных сетей траффика пользователей, затраты на оборудование, которые сами компании ранее оценивали в несколько триллионов рублей, и прочие тезисы, которые «кошмарили Сеть» в момент обсуждения данных поправок.
Экспертная группа рассмотрела петицию, и оказалось, что авторы этого письма использовали устаревшую редакцию Закона. Прият «пакет Яровой» был в существенно измененном виде, который уже учел все те экономические и технологические риски, о которых так беспокоились авторы петиции, и подписавшие её граждане.
Например, если речь идет о затратах, то оказалось, что для всех операторов, по всей стране, совокупные расходы составят несколько десятков миллиардов. Что для мобильных сетей является вполне подъемной суммой. При этом, уже инициирована и идет совместная работа государства и компаний, чтобы минимизировать и эти расходы.
Члены экспертной группы подчеркнули при этом, что в целом, «пакет Яровой» сулит в перспективе еще и прибыли. Поскольку речь идет о строительстве и обслуживании новых АЗС, каналов связи, а, следовательно, рабочих местах.
При этом, существенно сократилось в итоговой редакции закона и количество траффика, подлежащего хранению. И сейчас, в нынешней редакции, этот траффик составляет 20% от изначально планируемого. Здесь, кстати, важен еще и тот момент, что одной из претензий стала «неконституционность закона». Однако, при сокращении номенклатуры хранимой информации, получается, что речь действительно идет об охране граждан, а не о нарушении их конституционных прав на приватность и частную жизнь. Более того, сам процесс хранения информацию будет максимально автоматизирован, и автономен. Что не позволит без веских оснований вторгаться в эту частную информацию.
При этом, чтобы еще более снизить финансовые потери, технологии хранения информации будут вводиться поэтапно, в течение длительного времени.
Что касается других пунктов «пакета», то, замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, предложил направить рекомендации профильным министерствам и ведомствам, что и было сделано.
Так, в ближайшее время стоит ожидать уточнения и конкретизации понятия «миссионерская деятельность», «экстремизм» и «оскорбление чувств верующих». В общем, несмотря на то, что министр Открытого правительства, Михаил Абызов, заявил об отклонении петиции, ряд мер и рекомендаций были приняты. Невзирая даже на то, что, повторимся, проблемы, на которые указывают авторы коллективного письма, уже не фигурируют в тексте самого закона.
В частности, по поводу этой петиции, в экспертном заключении говорится, «экспертная рабочая группа приняла решение отклонить петицию, посчитав изложенные в ней требования некорректными, доводы - необоснованными, а разработку законодательного акта по реализации инициативы - нецелесообразной». Что, в контексте всего вышеизложенного вполне логично.
При этом, в ответе экспертной группы говорится и о том, что данный закон косвенно простимулирует развитие отечественных IT-технологий, поскольку приоритет в оборудовании для хранения информации будет отдан российским производителям.
Сам закон, как и говорилось выше, будет реализован поэтапно, в течение четырех лет. При этом, как указывают члены экспертной группы «подписанный Президентом закон обеспечивает правоохранительные органы необходимыми механизмами противодействия террористам и экстремистам, которые все чаще используют современные информационные технологии для организации преступлений, ежегодно уносящих сотни жизней людей по всему миру, в том числе и граждан России».
Активность граждан, и их работа с Открытым правительством, тем не менее, это важный показатель взросления гражданского общества в стране. Однако, авторам петиции, все же, необходимо было ознакомиться с итоговым текстом «пакета Яровой» и теми мерами, которое приняло государство для минимизации рисков от его реализации.