СМИ рассказали о незаконном бизнесе петербургских депутатов на поправках в бюджет
Александр Беглов намерен внести изменения в закон "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге". В частности, губернатор Северной столицы планирует сократить полномочия депутатов при внесении так называемой "депутатской поправки", позволяющей определённой группе коррумпированных чиновников присваивать средства из городской казны. Против инициативы выступил спикер петербургского Заксобрания Вячеслав Макаров, для которого "депутатская поправка" стала не только средством обогащения, но и инструментом давления на парламентариев. Кто и как зарабатывает на ней в ЗакСе, выяснили журналисты Федерального агентства новостей.
Напомним, так называемая "депутатская поправка" позволяет депутатам парламента по своему усмотрению тратить 2% городского бюджет посредством внесения поправок в бюджет. Данная инициатива была предложена ещё Анатолием Собчаком в далёком 1996 году, и изначально носила под собой коррупционную составляющую. Собчаку необходимо было заручиться поддержкой парламентариев, поэтому он решил подкупить их возможностью лично распоряжаться частью бюджетных средств.
За 24 последующих года мера подвергалась незначительным корректировкам, однако во времена всех губернаторов процедура внесения "депутатских поправок" не отличалась прозрачностью, что порождало высокий уровень коррупции. В настоящее время отследить каким именно образом парламентарии распоряжаются с вверенными им средствами вовсе стало практически невозможным. Этот факт подтвердил источник из Заксобрания, знающий ситуацию изнутри.
"Никто и никогда не сможет просто так собрать всю картину распределения и трат денег по поправкам воедино. Получается, что город фактически жертвует два процента от своего бюджета в неизвестность", — рассказал информатор.
При этом, не стоит думать, что два процента это какая-то мелочь. В 2020 году расходная часть горбюджета составила почти 728 миллиардов рублей. Таким образом, на "депутатские поправки" было выделено более 14 миллиардов. Источник из петербургского парламента сообщил, что в следующем году эта сумма увеличится.
"Сейчас этот момент обсуждается. Хотят еще больше увеличить суммы, которые достанутся парламентариям", — передаёт осведомитель.
Летом этого года сотрудники правоохранительных органов арестовали депутата Заксобрания Романа Коваля по подозрению в получении взятки суммой свыше 15 млн рублей. В ходе следствия выяснилось, что Коваль обогащался за счёт бюджетных средств, используя достаточно простую махинацию с "депутатской поправкой". Парламентарий выделял средства медучреждениям, осуществляющим закупку оборудования у поставщиков, приближённых к Ковалю. 20% от суммы контракта депутат забирал себе.
Примечательно, что Коваль находится в хороших отношениях с Макаровым, который в курсе того, куда распределяются средства по "депутатским поправкам". Получаются, что парламентарий проворачивал коррупционные схемы при попустительстве спикера Заксобрания. Это говорит о том, что Макаров также является заинтересованной стороной. Его сфера интересов заключается в первую очередь в лояльности депутатов. Об этом ранее сообщала глава Комитета по борьбе с коррупцией при Петербургском реготделении ЛДПР Анна Замараева.
"Это не секрет в Петербурге, что депутаты могут получать или не получать одобрение по собственным проектам в зависимости от своей лояльности к спикеру парламента, ведь, по сути, он является главным распорядителем средств", — рассказала Замараева.
Как сам Макаров, так и депутат Заксобрания, активно пользующиеся "депутатской поправкой", больше всего боятся её потерять. Для парламентариев коррупционные схемы, связанные с поправками, фактически стали главным заработком. О каких сумах идёт речь также рассказал осведомлённый источник из парламента.
"Официальная зарплата депутата петербургского Парламента примерно 150 тысяч рублей. Неофициальная — от 2 до 16 миллионов дополнительного дохода в год. У особо приближенных — до 35 миллионов в год. Но за какие-то заслуги и эта цифра может быть увеличена. Это процент отката с поправок, которые им выделяются", — сообщил информатор.
Разумеется, весь процент отката депутаты не могу оставить себе, так как необходимо поделиться с вышестоящими коррупционерами, в том числе и с самим Макаровым. По словам источника, сумма, которую парламентарий может оставить себе также зависит от его приближённости к спикеру Заксобрания. Например, депутата Дениса Четырбока протащили на хорошую должность в парламенте, и за её сохранение он вынужден отдавать практически всю сумму, полученную от поправки.
Ещё один источник из Заксобрания рассказал, какая именно коррупционная схема при использовании средств по "депутатским поправкам" была особенно популярна в последнее время. Речь идёт о медицинском оборудовании, используемом при лечении коронавируса.
"Оно сложное, его стоимость тяжело определить и поэтому на нем можно неплохо заработать. Как минимум пять депутатов уже в апреле занялись распределением своих поправок на обеспечение медоборудованием своих районов. Цена такого оборудования в документах завышена более чем в два раза", — объяснил осведомитель. По его словам, махинации с медицинским оборудованием придумал сам Макаров.
Источник из парламента рассказал и ещё один интересный факт. "Депутатские поправки" изначально должны распределяться равномерно, однако спикер Заксобрания выстроил особую иерархию. Сумма на поправку конкретному депутату прямопропорциональна его лояльности Макарову, отмечает информатор.
По его словам, наиболее лояльными к спикеру парламентариями являются: Сергей Соловьёв, Денис Четырбок, Сергей Никешин и Анатолий Дроздов. По информации осведомители, именно они получают наибольшие суммы по "депутатским поправкам". Как уже отмечалось отследить, сколько денег и куда они тратятся практически невозможно. Это позволяет депутатам проворачивать коррупционные махинации не опасаясь, что кто-либо сможет в них разобраться. Пользуясь непрозрачностью данной схемы, Четырбок даже позволят себе утверждать, что никакой "депутатской поправки" у него нет, хотя очевидно, это не так.
Беглов хочет кардинально изменить ситуацию и сделать так, чтобы каждый депутат Заксобрания согласовывал получение средств и отчитывался об их израсходовании. Разумеется, такое решение губернатора многие депутаты петербургского Заксобрания отказались поддерживать. Больше всех переживать начал сам спикер парламента, который ради сохранения "депутатской поправки" готов пойти даже на открытый конфликт со Смольным.
"Вы (представители Смольного — прим.) создаете напряжение в парламенте своими действиями — как взрыв, как хаос, как катастрофа. Я поручаю эту поправку убрать", — обратился Макаров к помощнику губернатора Юрию Шестрикову в ходе заседания Заксобрания.
Очевидно, инициатива Беглова при успешной её реализации нанесёт внушительный удар по коррупции в Петербурге. Кроме того, она позволит пустить деньги горбюджет на действительно важные социальные проекты. По мнению политтехнолога Александра Ершова, губернатор Северной столицы пошёл на смелый шаг.
"Ни один губернатор Санкт-Петербурга в этом веке не решился разворотить этот улей. Представляете, сколько будет недовольных, чьи финансовые интересы теперь под угрозой? Зато, если это получится, Губернатор получит прозрачный бюджет, а жители в следующем созыве Законодательного Собрания 2021 году смогут получить качественно новых депутатов, которые не рвутся туда, чтобы "зарабатывать" деньги", — подчеркнул Ершов.