Нужно ли запретить видеоигры после стрельбы в казанской школе?
Казанский стрелок Галявиев активно играл в популярный шутер Counter-Strike и даже заработал там деньги на покупку реального оружия. Психолог, консультант по детско-родительским и семейным отношениям Ольга Автушенко рассказала, как видеоигры влияют на детей и нужно ли их запрещать после инцидента в Казани.
После трагедий, подобных вооруженному нападению на казанскую школу, многие обвиняют видеоигры, в частности, шутеры, в формировании у подростков агрессии и желания стрелять, убивать. Сертифицированный тренер Московского семейного центра взаимоотношений Ольга Автушенко убеждена, что виртуальный мир (виртуальная игра — в частности) является неотъемлемым спутником человека, а не сосредоточением зла и ненависти.
"Мы все пользуемся благами виртуальной реальности в повседневной жизни: дома, на работе, по дороге из пункта А в пункт Б, на отдыхе. Именно поэтому, невозможно и нецелесообразно запрещать ребенку пользоваться гаджетами", — сообщила эксперт изданию "ПолитОнлайн".
Психолог дала развернутый ответ на вопрос: что получает ребенок в виртуальной игре?
" — Возможность выразить негативные эмоции (агрессию, злость, ярость, гнев).
— Удовлетворение потребности в получении одобрения, в похвале, признании результатов своих усилий. При успешном прохождении каждого уровня игры на экране появляется сообщение о победе, которое и стимулирует ребенка продолжать игру.
— Удовлетворение потребности в подражании. Это тот случай, когда родителям полезно "начать с себя": стоит обратить внимание на то, сколько раз в день сами родители берут в руки смартфон, чтобы проверить социальные сети, полистать ленту новостей, и т. д.
— Возможность ухода от реальности, когда реальность становится невыносимой для психики ребенка. Например, когда есть неблагоприятная семейная ситуация -гиперконтроль, гиперопека, постановка позиции ребенка в семейных ценностях на 3-4 план, насилие, зависимое поведение родителей и т. д. Тогда одним из самых доступных способов справиться с ней является уход их реального мира в мир виртуальный.
— Возможность выиграть/проиграть/начать снова. Здесь кроется главная, на мой взгляд, особенность виртуальной игры, которая представляет собой особый мир, существующий по своим, внутренним законам. Например, в нем обратим ход событий. В реальности же, не всегда есть возможность что-то исправить. Дети, которым не дают шанса исправить собственную ошибку, склонны накапливать фрустрацию (тщетное или несбывшееся ожидание), в связи с неудовлетворенностью потребностей. И единственным доступным для ребенка вариантом становится игра. Ведь в ней есть свобода, есть выбор и есть возможность вернуться обратно и все начать сначала".
По мнению Ольги Автушенко, погружение ребенка в виртуальный мир может сигнализировать его родным и близким о том, что его что-то не устраивает в реальной жизни, и он пытается укрыться от проблем и конфликтов в компьютерной игре.
Однако эксперт не считает, что жестокие компьютерные игры воспитывают агрессию.
"Чтобы подобного [трагедия в казанской школе] не происходило, ребенок должен находиться в здоровом обществе как внутри семьи, так и внутри школы. Был ли там на самом деле буллинг или не был? Школа на самом деле не то место, где ребенок получает все необходимое для своего психологического развития. Наоборот, зачастую именно в школе состояние ребенка усугубляется, особенно в подростковом возрасте, когда он ощущает свою несостоятельность, ненужность, бесперспективность. Об этом нужно серьезно думать и говорить. Если бы можно было запретить Интернет или выключить агрессивные игры, это было бы слишком легко. Каждый человек нуждается в выплеске эмоций. И, если пристальней понаблюдать, то все общество чаще всего транслирует злость и агрессию общеизвестными способами, а именно моральным и физическим насилием. И, мало кто знает и готов использовать другие, более "экологичные" способы проявления этих чувств и эмоций. А учиться этому и учить наших детей гораздо более важно, чем обвинять и запрещать элементы существующей реальности", — подчеркнула Ольга Автушенко.