Важная сила: какие "козыри" сделали БРИКС объединением, с которым нужно считаться
9 сентября прошёл саммит БРИКС — уже тринадцатый по счёту. Среди участников были президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Что два лидера сказали по поводу неформального, но достаточно важного объединения — и почему оно стало силой, с которой нужно считаться?
Важная сила: что рассказали о БРИКС Путин и Цзиньпин
Путин в своём выступлении отметил, что на сегодняшний день важной задачей остаётся укрепление многополярной мировой системы. Помогает в этом и БРИКС — именно через такие центры роста и политического влияния развивается эффективное международное взаимодействие.
"Важно поддерживать и развивать на глобальном уровне взаимоуважительное, конструктивное и эффективное взаимодействие, укреплять формирующуюся многополярную систему, состоящую из самостоятельных центров экономического роста и политического влияния, в число которых, безусловно, входит и БРИКС", — отметил российский президент.
БРИКС сегодня, считает Цзиньпин, является важной силой. Пять стран-участниц группы (напомним, что это, помимо России и Китая, Бразилия, Индия и ЮАР) работали "в духе справедливости и взаимопомощи" и поддерживали мультилатерализм.
"…мы стали важной силой на международной арене, с которой нужно считаться", — сообщил Цзиньпин.
Какие у БРИКС есть особенности или "козыри", за счёт которых можно обозначать это объединение как силу, с которой "нужно считаться"?
Рассказывает Александр Савченко, доктор географических наук, профессор, директор Центра ситуационного анализа РАНХиГС, специалист по проектному и структурированному финансированию, прикладному ситуационному анализу, международной и региональной экономике.
"Козыри" БРИКС: интереснее, чем НАТО?
"Первое: БРИКС объединяет четыре страны, Бразилию, Россию, Китай, Индию и Южную Африку.
Эти страны объединяют практически половину человечества и примерно столько же национального богатства, если не больше. И, самое главное, до сих пор имеют совокупно достаточно высокие темпы роста — выше, чем у стран "золотого миллиарда".
Это и экономическая предпосылка, и политическая", — рассказывает Савченко.
Второй момент: БРИКС — не блоковая структура. То есть, в отличие от того же НАТО, структура у объединения более гибкая, позволяющая странам:
- объединять свои силы на тех направлениях, на которых им это наиболее интересно;
- не связывать их на других направлениях.
"Поэтому в БРИКС могут сосуществовать государства, у которых друг к другу есть определённые вопросы, как, например, у Китая с Индией", — делает вывод Савченко.
Третье: БРИКС создал свою внутреннюю инфраструктуру — например, у стран есть совместный банк, совместные СМИ. Это помогает разнообразить тот унылый информационный и финансовый ландшафт, который создан странами "золотого миллиарда".
"Уже этих причин достаточно, чтобы понять всё значение БРИКС", — резюмирует эксперт.