Всякому своя дорога: верно ли поступила Австралия, став частью AUKUS
Решение Австралии вступить в AUKUS можно назвать верным ходом Канберры, что не отменяет понятного недовольства Китая, считает академик РАН и доктор экономических наук Василий Михеев. Ведь каждая страна действует так, как считает нужным и выгодным, напоминает он.
"Реальные причины для беспокойства": Пентагон предупреждает
Не успела Австралия вступить в AUKUS, как из Вашингтона Канберре сообщили: Китай, оказывается, занимается наращиванием военной мощи. И уточнили: как для Австралии, так и для баз США в регионе это, естественно, угроза.
Напомним, что в AUKUS входят Австралия, США и Великобритания. Официально новое партнёрство нужно для обмена информацией, укрепления стратегических связей и активной работы в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако Китай отреагировал однозначно:
"Азиатско-Тихоокеанский регион не нуждается в новом военном альянсе, и не следует способствовать конфронтации между крупными державами или втягиваться в небольшие альянсы, нацеленные на разжигание новой холодной войны", — приводят в издание South China Morning Post слова главы МИД КНР Вана И.
Между тем у США — свои мысли: по сообщениям канала Nine News, с Австралией уже связывалась представитель Пентагона (заместитель министра обороны Кэтлин Хикс) и предупреждала: со стороны Пекина растёт военная угроза, что представляет проблему и для Вашингтона, и для Канберры. Вашингтон, подчеркнула она, имеет
"…реальные причины для беспокойства".
"Китайцы стремительно наращивают свои возможности. Эти возможности, конечно же, включают развитие подводного флота …
Наша цель не состоит в развязывании любого конфликта, военного конфликта, например, с Китаем. Она заключается в снижении трений и демонстрации реального сдерживающего фактора", — отметила Хикс в ходе пресс-конференции.
Ничего личного: о торговых войнах, отношениях и выгодах
Стоило ли Австралии вступать в AUKUS? Не выгоднее ли было бы, например, налаживание и расширение сотрудничества с Китаем, с ЕС? Михеев отмечает: Австралия, как и каждое государство, действует в своих интересах.
"Уже полтора года идёт так называемая торговая война Австралии с Китаем. Смысл в том, что стороны вводят тарифные ограничения: например, Австралия ранее поставляла Китаю миллион тонн угля, а теперь поставляет до 100 тонн", — напоминает эксперт.
Проще говоря, вопрос отношений с Китаем — это не альтернатива AUKUS, указывает Михеев. Далее, продолжает он: Франция в частности и ЕС в целом в бешенстве из-за срыва контракта на подводные лодки — "ушли" десятки миллиардов долларов. Но это бизнес, считает Михеев.
"Ещё один момент. Звучат мнения, что AUKUS создали с целью военно-политического сдерживания Китая. Но в Китае ходит вот такое мнение: AUKUS создали, чтобы "перехватить" у Франции контакт на подлодки.
Это торговая борьба на очень выгодном и секретном рынке. Цены на атомные подводные лодки не становятся достоянием общественности. Так что, думаю, в этом контексте Австралия поступила совершенно правильно с точки зрения своих интересов", — рассуждает Михеев.
Так что точек зрения несколько, резюмирует эксперт: если оценивать ситуацию с позиций Китая, то AUKUS, как и говорил Пекин, усиливает напряженность в регионе. А с позиций Австралии решение вступить в AUKUS можно назвать верным — хотя бы потому, что сотрудничество с Великобританией и США более традиционно и надёжно, чем с Францией, чьи интересы далеко лежат от Индо-Тихоокеанского региона, резюмирует Михеев.