Наши
сообщества

Конституционная реформа

Просмотров

Российские политологи и юристы считают, что реформа Конституционного суда проходит в русле мировых тенденций.

8 мая президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Конституционный закон "О Конституционном суде РФ", которые предусматривают новый порядок назначения руководства КС. Согласно предложенным поправкам, кандидатуры председателя Конституционного суда и его заместителей утверждаются Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, поправки предусматривают учреждение второй должности заместителя главы Конституционного суда и упразднение должности судьи-секретаря КС.

Критики президентских поправок усмотрели в них "уничтожение демократических процедур". Однако широкого распространения это мнение не получило.

В среду председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что "внесение соответствующих кандидатур президентом еще более повысит статус этих ответственных должностей". "В новом механизме будут задействованы и глава государства, и парламентарии", - подчеркнул он. По словам спикера, новый механизм утверждения председателя Конституционного суда соответствует мировой практике. 

В свою очередь, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов отметил, что реформа Конституционного суда "в принципе идет в русле тех тенденций, которые существуют в мире". 

Политолог обратил внимание на схожие черты предлагаемой системы и американской, "где судьи и председатель Верховного суда, который выполняет функции Конституционного, предлагаются президентом и утверждаются сенатом США". "Системы есть самые разные. Во Франции - это президент, который решает вопросы председателя Конституционного суда. В Германии, наоборот, парламент. Но в любом случае, так или иначе, формирование высшего эшелона судебной власти происходит с участием двух других ветвей власти - законодательной и исполнительной. Собственно, это обеспечивает демократизм процедуры, как и подведение законодательных и конституционных норм в отношении этого процесса", - сказал Вячеслав Никонов. 

"Когда мы обсуждаем проблему судебную, нужно понимать, что судебная система в мире в отличие от политической, судебная ветвь власти – она, вообще говоря, недемократическая", - отметил в свою очередь заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин. "Это еще отцы-основатели США четко понимали, что они закладывают в свою систему монархический принцип президента, аристократический принцип судебной власти и демократический принцип парламентского представительства. Поэтому обычные критерии демократического избрания в судебной ветви в развитых странах не приняты", - сказал он.

Г-н Дискин также напомнил о том, что сенат США утверждает состав высших судебных инстанций по представлению главы государства. 

"И у нас и Верховный суд, и Арбитражный суд действуют так", - сказал он. По словам Иосифа Дискина, исключением являлся вопрос руководства Конституционного суда.

"На мой взгляд, президент, понимая, как ученый-правовед, как все это устроено, решил упорядочить систему судебной власти, сделав ее по единому принципу. Что, вообще говоря, находится в логике принципов права: одинаковые ветви власти должны быть устроены одинаково", - говорит он. 

По словам г-на Дискина, "было странно, когда два суда устроены одним образом, а третий суд устроен по-другому". "Так что в этом смысле я считаю, что это скорее всего не политическая проблема, а техническая - упорядочение институтов судебной власти на основе единства принципов. И в русле того, как это существует во всем мире", - отметил Иосиф Дискин.

Об унификации судебной системы говорит и директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. "Председатель Арбитражного суда, председатель Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению президента. Конституционный суд - один из трех высших судов. Если два назначаются одним порядком, то логично, чтобы третий назначался этим же порядком" - заявил политолог.

В свою очередь, адвокат, член Общественной палаты РФ Павел Астахов заявил о том, что предложенные поправки пойдут на пользу судебной системе. "Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон, - сказал Павел Астахов. - Первое - что касается приближения к мировому стандарту. Он действительно существует и в Европе, и в других развитых странах: в правовых системах председатели Конституционного суда, там, где они есть, назначаются по представлению президента. Поэтому, в определенном смысле, мы поддерживаем мировую тенденцию, участвуем в ней".

"Что касается внутрироссийского аспекта, - продолжает Астахов, - происходит унификация процедур назначения председателей высших судебных инстанций. У нас их, как известно, три: это Высший арбитраж, Верховный суд и Конституционный суд. И если председателей Высшего арбитража и Верховного суда по представлению президента назначает Совет Федерации, то почему в третьей судебной инстанции должно быть по иному? Поэтому, как мне кажется, унификация законодательных процедур идет на пользу стройности судебной системы".  

Вице-президент Общероссийского союза юристов, член Общественной палаты РФ Владислав Гриб также подчеркнул, что предложенные поправки отвечают существующему мировому опыту. "У нас председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов тоже представляет на утверждение глава государства. Логично, что и председателя Конституционного суда будет представлять президент. Тем более, что кандидатуры всех судей Конституционного суда вносит на утверждение глава государства. Поэтому должность руководителя суда - это должность первого среди равных", - сказал он.

"Речь идет о представлении президентом кандидатуры на должность председателя Конституционного суда. Но последнее слово за Советом Федерации - по закону именно Совет Федерации будет назначать председателя КС и его заместителей. И в данном случае я не вижу оснований не доверять парламенту, не доверять Совету Федерации при назначении на должность председателя Конституционного суда того или иного кандидата", - заявил, в свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена. 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы