Кризисная демократия
Кому кризис - кому мать родна. Под аккомпанемент разговоров о грядущей «второй волне», Макдондальдс горделиво рапортует о выдающемся росте продаж. В первую очередь - в Европе, не исключая и Россию. Цены у них низкие, изволите видеть: в кризисное время это привлекает.
Цены «маков», строго говоря, всегда были демократичными - равно как и качество самих изделий. Помнится, в начале 90-ых похихикал, прочтя в «АиФ» ответ какого-то известного теннисиста (кажется, Евгения Кафельникова) на вопрос «питаетесь ли вы, находясь за границей, в Макдондальдс?». Неполиткорректный ответ знаменитого - и весьма обеспеченного - спортсмена сводился к контрвопросу «вы что, издеваетесь?».
Полагаю, многие читатели «АиФ», прочтя суровую отповедь теннисиста, сильно удивились. С момента своего открытия в 1990-м, «маковский ресторан» на Пушкинской (самый большой в Европе, а тогда - и в мире) на несколько лет стал своеобразной Меккой москвичей и гостей столицы. Километровые очереди за вожделенными котлетами в булке внушали уважение даже видавшим виды советским гражданам. Юные же представители «новой экономики» местами в этой очереди охотно торговали.
Сложнее было «купить очередь» в первой сетевой пиццерии - ресторане (а то: не кафешка какая!) «Пицца-Хат» на пересечении Кутузовского и Драгомиловской. Заведение открылось в препафосном месте: раньше там располагался ресторан «Хрустальный», где собирались «уважаемые люди» советской поры; простому обывателю продраться через суровых швейцаров было затруднительно. Кстати, и Макдондальдс занял помещение сверхмодного кафе «Лира», которому даже посвятил одну из ранних песен Андрей Макаревич. Все правильно: новые времена - новые ценности.
Люди старой закалки имели все основания ядовито констатировать «низкопоклонничество перед Западом»: ломовые очереди в заведения сетевого фастфуда. При том, что в Макдондальдс, к примеру, мало того, что алкоголя не подают, так еще и курить нельзя!
Впрочем, тогда «вестники Цивилизации» и впрямь выглядели ресторанами. А фастфуд - это когда бабушки у метро сосисками в тесте торгуют, а то вот еще и изделие арабских искусников под нерусским названием «шаурма» появилось!
Гости с Запада таким тенденциям в сфере общественного питания изумлялись. «Дорогой и престижный китайский ресторан?! Это как?». А вот так - в «Пекине» суп из плавников акулы, к примеру, стоил больше ста баксов, просим любить и жаловать (не верите - почитайте архивы «Коммерсанта» тех лет).
Про японскую кухню и говорить не приходится. Тут уж играли «советские традиции», начиная со времен «валютной» гиперпафосной «Сакуры» в ЦМТ на Краснопресненской набережной. Суши появились позже - и тоже стали удовольствием недешевым.
Продолжалось все это интересное безобразие ... да наверное, как раз до дефолта-98. После чего неприлично дорогой общепит вдруг как-то резко влез в рамки разумного, китайские «рестораны» заняли приличествующее им место, а демократичные «сушницы» начали плодиться просто с устрашающей быстротой. Сеть «Макдондальдс»тоже разрослась - и даже сохранила название «ресторанов». Вот только о пафосе речи уже точно не шло: так, любят детишки БигМаком перекусить - на них и реклама направлена.
Тот кризис вообще стал эдаким всеобщим демократизатором(это еще и для тех, кто считает, что демократизация у нас исключительно в 88-92-х происходила). К примеру, услуги мобильной связи к концу 90-ых уже не были элитно-дорогими, но и дешевыми их никак нельзя было назвать. Мой не самый бедный приятель, например, аж в 97-м году предпочел купить себе «Алтай»: мерзкое качество связи, никакого намека на роуминг, да еще и входящий номер совершенно нелегальный. - зато экономия. А прошла пара лет - и вуаля! Сначала с изумлением обнаруживаешь, что люди с мобилами попадаются даже в троллейбусах (немыслимо!), а потом и стайки «омобиленных» младшеклассников на улицах появились. Была элитная услуга, да вся выщла.
Интересно, кстати, что перейдет в «демократический» сектор после кризиса нынешнего. Явно не мобильная связь, не доступ в интернет - а что же?.. Потому что понятно: общепитом тут дело не ограничится.
Кстати, об общепите. Давненько я в «Макдондальдс» - но непохоже, что там такое уж свирепое обрушение цен (пробил по интернету - ничего эдакого не обнаружил). Но тогда непонятно, откуда рост продаж: бизнес-ланчи в центре Москвы предлагаются на каждом шагу, цены немногим выше, чем на «булки с котлетами», а еда все же явно посолидней. Странно все это, граждане - но со статистикой спорить не буду.
Сергей Ильин
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...