Регулируемые сети
В понедельник, 13-го июля, на заседании президиума правительства был представлен и одобрен доработанный вариант закона о регулировании торговой деятельности. Стоит напомнить, что работа над этим документом велась в общей сложности около пяти лет, что не может не вызывать уважения, с одной стороны и некоторого недоумения - с другой. Проблемы, связанные с торговлей в России, известны довольно давно, о методах решения поставщики говорят последние лет десять на различных конференциях и круглых столах - уже и кризис грянул - а закон только будет вноситься в Госдуму.
«Необходимо искоренить практику дискриминации производителей, прекратить длительную задержку оплаты поставленной продукции, закончить всевозможные поборы, или, как их называют сами участники рынка, бонусы, без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках крупных торговых сетей». Эти слова Путина для всего пула поставщиков - как крупных, так и мелких, работающих с сетями - и лишь мечтающих о них - прозвучали дивной музыкой. Наконец-то на самом высоком уровне было произнесено все то, о чем они плакались друг другу все эти годы.
Если рассматривать вышеизложенное по пунктам, картина получается весьма любопытная.
Недискриминационный доступ поставщиков в сети. Речь идет, во-первых, о фактическом запрете на преференции, во-вторых, о равенстве западных и отечественных производителей. С одной стороны, подобный подход открывает широкие возможности для мелкого и среднего бизнеса - ведь за дискриминацию сеть может быть оштрафована на сумму от 0,5 до 1 млн рублей. Деньги на фоне ежедневного оборота небольшие, но в данном случае важен прецедент. Подобная ситуация ритейлеров вряд ли обрадует - ведь при равной цене и условиях они будут вынуждены наравне с продукцией какого-нибудь продуктового монстра типа «Вимм-Биль-Данна» или «Кампины» брать товар Нижне-Пупского экспериментального молокозавода, разумно опасаясь, что в случае отказа нижнее-пупские молочники побегут прямиком в ФАС со вполне предсказуемыми последствиями. Есть еще и третья составляющая «отмены дискриминации» - известная по большей части людям, работающим в сетях и с сетями - ставка на уравнение означает фактический запрет на внутренние «списки поставщиков». Дело в том, что практически любая сеть имеет регламентированные внутренними распоряжениями списки - то есть, условно говоря, поставщиков крепкого алкоголя может быть не более пяти, слабого алкоголя - не более десяти, колбас - не более трех и так далее. Теперь отказать производителю под предлогом «у нас уже все есть» будет невозможно. Таким образом, борьба с дискриминацией с большой степенью вероятности выльется в ужесточение условий договоров и дополнительных соглашений. Практика так называемой «гарантии поставок» (отказ от оплаты товара поставленного позже определенного момента времени либо немедленное расторжение договора вкупе со штрафными санкциями), до сего момента не особо распространенная, вполне может стать широко распространенной.
Прекращение длительной задержки оплаты поставленной продукции.
Если быть более точным, то в законопроекте предусматриваются следующие сроки оплаты поставленной продукции: 10 дней с момента приемки товаров для продуктов со сроком годности менее 10 дней, а также для замороженного мяса, 30 дней - для продуктов со сроком годности до 30 дней, 45 - для остальных, кроме алкоголя, табака, жевательной резинки и консервов, для которых предлагается установить 75 дней. Ситуация для подавляющего большинства сетей, мягко говоря, убийственная, поскольку им теперь придется платить не только в срок, но и еще в очень малый срок, по сравнению с прежними временами. Для примера - отсрочка платежа по крепкому алкоголю в большинстве сетей составляет сейчас около трех месяцев, по продуктам с месячным сроком годности - около двух месяцев, по скоропорту - от месяца до полутора. Прибавим к этому среднюю просрочку в месяц. Таким образом, ритейлерам предлагают умерить аппетиты и ускорить оплату фактически в два раза. Разумеется, при пристальном внимании со стороны власть предержащих к данной сфере вариантов у них нет - другое дело, что деньги из воздуха тоже не берутся. Вопрос - за чей счет будут оплачены поставки? Все очень просто. Во-первых, свертывание экспансионистских программ в регионах, во-вторых - сокращение персонала и офисных расходов, а равно - урезание зарплат. Понятно, что схема развития за счет поставщиков и фактического беспроцентного кредитования безобразна и к нормально функционирующей экономике отношения не имеет. Но, с другой стороны, у ритейлеров, желающих развиваться, до сих пор было два варианта - либо брать кредиты в банках под нереальные проценты, либо де-факто грабить поставщиков. Исходя из собственных интересов, большинство выбрало второй вариант, с которым теперь им предлагают распрощаться. Безусловно, это приведет к схлопыванию части региональных проектов центральных сетей - но, с другой, позволит свободнее дышать региональному ритейлу.
Окончание поборов.
Сюда, вполне естественно, входит отмена оплаты «входа», оплаты «полки», выплата бонусов - но при этом в законопроекте оставлена небольшая лазейка - разрешена выплата премий сетям за объем реализованной продукции. Поскольку предельно допустимое процентное соотношение премии к объему поставок не оговаривается - сетевики могут вздохнуть с облегчением. Разумеется, раз партия и правительство приказали - все, как один, отменим бонусы и входы. Поскольку в связи с законодательно устанавливаемыми сроками оплат договора поставок придется перезаключать - то подпишем мы, пожалуй, еще и дополнительное соглашение. О премиях. Сеть гарантирует, что продаст за полгода N единиц товара - а поставщик выплачивает премию за гарантированно проданный объем. Авансом. И никаких входов, разумеется, что вы. То есть поборы, вызвавшие столько негодования, никуда не исчезнут - ну а если и эту лазейку прикроют - все это пойдет «в черную», как в конце 90-х. Ничего нового.
Подводя предварительный итог - сам по себе закон необходим, но его разработкой должен заниматься широкий круг профессионалов, знающих специфику и подводные камни отечественной торговли - в противном случае получится очередной симулякр «для отчетности». Следует понимать, что государство не должно лоббировать интересы ни сетей, ни поставщиков - а только и исключительно потребителей. Качество товара, качество обслуживания. Цены, как это ни банально звучит, регулирует рынок. Если вы хотите купить лимон в магазине с мраморными полами, кондиционерами, приятной классической музыкой и говорящими по-русски продавцами - будьте готовы заплатить за него в два раза дороже, чем за лимон, купленный в магазине сельпошного типа под русский шансон, который крутят трудолюбивые узбеки. Главное, чтобы качество лимона было одинаковым.
Тимофей Шевяков
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...