Оппозиция зависла перед выборами
В сентябре в России пройдут выборы в региональные и местные органы власти, в которых, если ничего не изменится, не примут участия те, кто громче всех кричал о необходимости выдвижения кандидатов от оппозиции.
Очень долгое время отдельные представители российской оппозиции на претензии об отсутствии в их лексиконе конструктивных лозунгов и требований (то есть чего-нибудь кроме банальных "долой" и "против") отвечала тем, что, дескать, такая-сякая власть сделала невозможным создание оппозиционных партий, кандидаты от которых могли бы участвовать в выборах и, в случае победы, законодательной деятельности.
Начиная с прошлого года в политической жизни России стали происходить изменения, предоставляющие для оппозиционеров все возможности для того, чтобы заняться ещё чем-либо кроме организации акций протеста.
Требовали оппозиционеры зарегистрировать Республиканскую партию Владимира Рыжкова? Суд в итоге согласился с доводами "республиканцев". Кричали о необходимости облегчить регистрацию политических партий, жалуясь в том числе на драконовские требования о численности? Пожалуйста, получите минимальный порог в 500 человек. Хотели депутатов-одномандатников в Госдуме? В ближайшее время, похоже, будет решён и этот вопрос.
Добивались выхода на федеральные телеканалы? Результат не заставил себя долго ждать. В общем, сложно представить, что ещё было нужно сделать, чтобы постоянные участники митингов против "нечестных" и "нелегитимных" выборов занялись тем, чего, собственно и добивались. Однако несмотря на то, что объединённая партия либеральных внесистестемщиков РПР-ПАРНАС была зарегистрирована ещё в августе прошлого года, оппозиционеры почему-то не спешат модернизировать свою тактику, продолжая, по сути, в том же духе. То есть сконцентрировались на организации точечного уличного протеста и пока весьма пессимистично смотрят на предстоящую избирательную кампанию.
Кстати, давно ли вы, уважаемые читатели, слышали о Партии народной свободы, лидерами которой являются такие корифеи отечественной оппозиционщины как Михаил Касьянов, Борис Немцов и Владимир Рыжков? Как максимум, все упоминания сводятся к комментариям лидеров РПР-ПАРНАС по тому или иному поводу или же в принципе упоминания участия представителей этой партии в том или ином митинге.
Что же касается предстоящих в сентября выборов, то рождённый в муках Координационный совет оппозиции, куда, кстати, входят все ведущие оппозиционеры страны из числа тех, кто "был на Болотной", уже принял решение не выдвигать кандидатов на выборах, ограничившись правом поддержать тех кандидатов, которые победили на открыто и справедливо организованных праймериз. "Члены координационного совета, которые примут решение участвовать в выборах различных уровней в качестве кандидатов, будут иметь, с точки зрения координационного совета, равный с другими кандидатами статус и не получат никакого заведомого предпочтения со стороны координационного совета", - отмечалось в частности в заявлении.
С одной стороны, отказ выдвижения кандидатов вполне логичен, поскольку большинство членов КСО и без того являются представителями зарегистрированных партий. С другой, в КСО достаточно много беспартийных оппозиционеров, а о деятельности того же РПР-ПАРНАС знают ещё меньше, чем о КСО.
В конце прошлого года федеральный политсовет вышеозначенной партии конечно принял решение о планах на участие в выборах 2013 года. И даже обозначил список регионов, на выборах в которых партия планирует принять участие. Но дальше планов дело пока не идёт. Скорее всего, всё ограничится несколькими регионами, партийные отделения в которых существуют фактически автономно от федерального центра.
Опять же, сложно загадывать в будущее, но итоги прошлогодней осенней избирательной кампании и текущее положение дел в стане оппозиции заставляют настраиваться на пессимистичный лад.
Так, на выборах в октябре 2012 года максимального успеха РПР-ПАРНАС добилась в Барнауле - родном для одного из лидеров этой партии регионе - 5,44%. При этом стоит отметить, что представители "болотной" оппозиции в целом проигнорировали эти выборы (за исключением пары-тройки регионов), уступив лидерство другим новичкам. Впрочем, их результаты также не тянут на положительную оценку.
Так, согласно доклады Фонда развития гражданского общества, тогда в выборах в парламенты приняли участие 16 новых партий, в выборах в муниципальные ассамблеи региональных центров - 11. Наиболее активными на региональных выборах по количеству зарегистрированных списков были ДПР Андрея Богданова - 6, "Коммунисты России" - 5, "Зеленые" - 5, КПСС - 4, "Города России" - 4. На местных выборах по 5 списков зарегистрировали "Зеленые" и "Коммунисты России", по 4 ДПР, КПСС и "Союз горожан". Как видим, даже здесь представители либеральной оппозиции проигрывают своим менее опытным коллегам.
Впрочем, в данном случае вопрос даже не столько в опыте, сколько в желании. Желании строить крепкую партию, участвовать в построении и модернизации политической системы, добиваться чего-то большего, нежели иностранных грантов и приглашений на зарубежные форумы со стандартной темой доклада об ущемлении демократических прав и свобод в России. Но вот как раз вот этого желания у наших "болотных" коллег нет. Оно отсутствует в принципе. И у лидеров, коим как раз больше по душе зарубежные вояжи, и у рядовых членов, привыкших проявлять свою активность в социальных сетях, но не в социуме, с которым они предпочитают не сталкиваться.
Редакция
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...