Снова август: ГКЧП - транснациональная страшилка
«Где Вы были в ночь с 19-ого на 21-ое?», - вопрос, подслушанный в одной из юмористических передач, которая, как и жизнь многих из нас, началась в одной стране, а продолжается – в другой. Многие после августа 1991 года задавали своим знакомым этот вопрос в России. Даже социологические исследования об отношении людей к ГКЧП, аббревиатуре, значение которой уже многие и подзабыли, проводятся ежегодно. Впрочем, подлинный смысл, значение этого события для людей и истории, для народа и государства, мы узнаем через годы. Может быть, когда откроют архивы. А понять - только если действительно захотим.
Сегодня, если верить социологам «Левада-Центра», люди по своему отношению к путчистам распределились примерно поровну между теми, кто считает те события «просто эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны» и теми, кто считает последствия этих событий трагическими для народа и страны. Последних – чуть меньше. Впрочем, чем россияне не считают события августа 1991-го, так это победой демократической революции». И это важно, ведь именно таким образом, демонизируя силовиков-путчистов и превознося до небес «демократов», эта история сегодня используется в пропагандистской войне против России.
Наверное, наиболее удачно примененной мнемонической фразой, связывающей ГКЧП и новую Россию, стало сравнение тех событий с операцией по принуждению к миру режима Саакашвили в августе прошлого года. Грузинские СМИ называли грузинского президента наследником защитников Белого Дома в Москве, говорили о пришедших в России к власти силовиках, таких же, как Бакланов, Крючков, Пуго и Язов.
Портал «Грузия-он-лайн» вопил устами своего автора Григория Канделаки:
«С 8 по 22 августа Красная магия ГРУ и Генштаба ВС России диктовали свои правила и медиасообществу. Вот кто реально в дни нового путча правили страной. Назначенный Путиным глава ГКЧП – Генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Если не своевременная реакция цивилизованного мира, если бы не поддержка нормальных политиков, в эти часы над Тбилиси развивался бы российский флаг. Это факт! А кстати, 22 августа официально день флага РФ».
И флаг, вновь утвержденный в качестве государственного символа в России, становится символом «кровавой гэбни», находившейся в том августе по другую сторону баррикад. Такое жонглирование символами, датами и образами характерно для пропагандистов из стран «друзей-конкурентов» России на международной арене. Если вдуматься, в событиях 1991-ого и 2008-ого нет ничего общего. Войска, введенные ГКЧП в Москву не стреляли, да и представители народа, которые противостояли им, были неподготовлены и безоружны. В Грузии же российским миротворцам противостояла регулярная армия, а оппозиция этой страны до сих пор «ненасильственно» противостоит режиму Саакашвили. Увы, без особого успеха пока.
«Исследователи» из Института американского предпринимательства, в чьем руководстве видные антирусисты явно преобладают, кажется, давно определили в своих докладах принцип этого отождествления нынешнего руководства страны с ГКЧП, пытающимся вернуть в Россию тоталитаризм.
В одной из статей директора Программы по изучению России Леона Арона этот принцип предельно кратко сформулирован цитатой оппозиционной журналистки Натальи Геворкян:
«Реальная свобода слова в России просуществовала коротких девять лет с момента, когда Ельцин отбил страну у ГКЧП, и до момента, когда он передал ее в руки наследников ГКЧП».
Впрочем, как и всегда, в действиях оппонентов России, а значит и наших с вами, наблюдается несогласованность. В то время, как грузинские журналисты демонизируют силовые ведомства и всех, кто имел к ним отношение когда-либо, «находка» российских последователей «розовых» революционеров Андрей Илларионов солидаризируется с ГКЧП. Именно на наличие бывших участников попытки государственного переворота 1991-года ссылается он в интервью эстонской «Постимеес». Покойный Олег Шеин, призвавший тогда руководителей обкомов и райокмов страны содействовать Комитету специальной шифрованной телеграммой, действительно принимал участие в этой пародии на парламент, скорее, в качестве «свадебного генерала». Такой подход к вопросу отношения к ГКЧП, наверное, позволяло внесистемщикам попытаться и часть электората «официальных» коммунистов на свою сторону переманить. Но, в то же время, это не входило в противоречие с задаваемым из Вашингтона вектором пропагандистской риторики.
Транснациональная страшилка в виде путчистов, добившихся успеха, действует на мировое сообщество почти безотказно. «В России становится все больше тех, кто сейчас бы поддержал действия ГКЧП. Возможно, эти настроения и стали причиной того, что участники заговора 1991 года в последнее время стали чаще появляться на публике», - завершилась одна из приуроченных к прошлым годовщинам поражения ГКЧП, программ радио «Свобода». В таком посыле уже легко читается, что «угрозу демократии» представляют уже не руководство «этой варварской страны», а все растущее количество ее простых граждан. А вот это уже интересный симптомчик. И кто ж после этого «наследник ГКЧП», стремящийся, слава Богу, пока не при помощи танков, заставить народ поддерживать определенную идеологию.
Алексей Громский
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...