Итоги недели: 29 сентября – 5 октября
На следующей неделе, вероятно, больше всего будут говорить о Кавказе, а пока судачат о новой правой партии. Либеральные лоялисты первый раунд не проиграли, хотя их шансы на большой успех пока сомнительны. Радикалы сердятся, но Европа им не поможет. Исторические «интервенции» в политику перестают быть интересными.
Самое громкое политическое событие этой недели произошло в субботу – теракт в Цхинвале. Гибель 13 человек, в том числе начальника штаба российских миротворцев, вновь выводит в центр внимания кавказскую проблематику. Особенно в сочетании с начавшимся в воскресенье отводом российских войск из «зон безопасности» в Грузии, а также инициативой Рамзана Кадырова по переименованию одной из главных улиц Грозного в честь Владимира Путина.
Однако в информационно-политическом смысле эти события относятся скорее не к прошедшей, а к наступающей неделе, когда в разговор вступят отдохнувшие на выходных журналисты и блоггеры со своими версиями и суждениями.
Что же касается рубежа сентября – октября, то главными героями российской политики оказались уже казавшиеся совсем покойными «правые» партии. Когда председатель «Союза правых сил» Никита Белых заявил о своей отставке и выходе из партии, практически все комментаторы говорили об окончательном крахе СПС. В начале прошедшей неделе чаще речь шла о «расколе СПС». А к концу недели – об объединении трех либерально-лоялистских организаций.
Интересно, что наибольшую активность в обсуждении нового объединительного проекта проявляют радикальные либералы, яростно уличающие организаторов новой партии «кремлевскими марионетками». Одновременно радикалы – как из бывших членов СПС, так и представители других организаций – очень громко доказывают, что никаких шансов новая партия не имеет.
Но, надо заметить, что первый информационный раунд авторы нового проекта скорее выиграли. Сам по себе факт деятельного обсуждения свидетельствует о том, что они играют заметную роль в политике. Обвинения в «марионеточности» давно стали в либеральном дискурсе дежурным клеймом, на которое уже мало кто обращает внимание.
При этом «ново-правым» удалось удержать за собой всю структуру СПС и получить благословение от «отцов-основателей» партии – Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Последний к тому же сделал эффектный жест: он заявил, что не пойдет в новую партию, освобождая ее от груза ответственности за реформы начала 90-х.
Что же касается обновления, то из числа руководителей нового объединения исключены наиболее одиозные персонажи (в частности, Михаил Барщевский и Андрей Богданов), а на первую роль выдвинут лидер «Деловой России» Борис Титов – у которого есть и своя общенациональная структура, и своя программа.
Впрочем, пока даже самые доброжелательные отзывы о новом проекте носят скорее иронический характер. Но не будем забывать, что блок «Союз правых сил» в момент его образования летом 1999 года тоже казался малоперспективной затеей. Так что, нельзя исключать, что из объединения СПС, ГС и ДПР выйдет больше, чем кажется на первый взгляд.
В любом случае, неожиданные и решительные шаги по объединению либерал-лоялистов привели к смятению в рядах либерал-радикалов, чьи собственные интеграционные потуги никакого эффекта до сих пор не дали. К тому же, проблем для либеральной оппозиции подбросил экономический кризис, разворачивающийся в западных странах.
Дело даже не в том, что кризис на Западе снижает убедительность аргументов оппозиции о том, что российские экономические неурядицы обусловлены провалами политики Кремля. Все же, за состояние американской и европейской экономик Путин никак не отвечает.
Главное же в том, что Америке и Европе сейчас не до России. Точнее, не до конфронтации с Россией. И это в течение недели было продемонстрировано дважды. Первый раз – в среду, на сессии ПАСЕ в Страсбурге, где подавляющее большинство категорически отказалось устраивать антироссийскую истерику по грузинскому вопросу. Второй – в субботу, когда Германия устами канцлера Ангелы Меркель заявила, что не пустит в НАТО Грузию и Украину в этом году...
А еще на прошедшей неделе выяснилось, что в российском общественном сознании произошла десакрализация одной из важных дат прошлого десятилетия. 15-летие октябрьских событий 1993 года прошло при полном равнодушии граждан – и весьма невысоком интерес политики. Оппозиционные акции 3-4 октября прошли тихо и рутинно. В отличие от августа 1991, октябрь 1993 потерял значение в качестве разделительного пункта в современной политике.
Даже решение Верховного суда о реабилитации царской семьи, расстрелянной в 1918 году, вызвало больший интерес. Хотя и он не был чрезмерным. Похоже, избыточная политизация исторических событий наконец пошла на убыль. Тем лучше и для политики, и для истории.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...