«Газовый союз»: мнение экспертов
Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги:
Перспективы создания газового ОПЕК призрачны. Я думаю, это нереально за пределами обычных консультаций между производителями, которые конкурируют между собой. Газ, как известно, идет по трубам, в отличие от нефти. И у нас не очень высокая доля производства жирного природного газа. Так что, все это имеет лишь отдаленные перспективы. Ну а разговоры о создании газового ОПЕК являются со стороны России лишь средством давления на страны. которые от нас получают газ. Средством психологического давления.
Константин Затулин, директор Института Содружества Независимых Государств:
Создание газовой ОПЕК – интересный проект, но неоднозначный. Создание его означает одновременное перераспределение части суверенных прав Российской Федерации в части сырья. Это касается и цен, и объемов продаж, и объемов добычи сырья. Сегодня очевидно, что участие и инициативы России в этом проекте означает, что наша страна является решающим условием для создания ОПЕК. Россия стала бы в в газовом картеле - самым влиятельным участником, устанавливающим правила. В этом замысле есть как плюсы, так и минусы, поэтому подходить к воплощению в жизнь такого проекта нужно очень взвешено.
Газовый картель, также как и нефтяная ОПЕК, затрагивает как продавцов сырья, как производителей, так и потребителей газа. В данном случае речь идет о структурировании потребителей и продавцов газа, о создании структурных элементов: продавцы – потребители. У России же в данном случае роль двоякая. Она и продавец, и потребитель. С одной стороны, Россия является экспортером газа для западных стран, а с другой – импортером, получая газ от Таджикистана и Казахстана. Тем более что недавно было подписано соглашение о Прикаспийском газопроводе. Нужно учитывать и то, что у всех участников газового картеля свои цели в этом союзе – одни стремятся к тому, чтобы цены на газ росли, другие – к тому, чтобы они снижались или стабилизировались. Так что ситуация для России, у которой, опять же, две роли, непростая. С другой стороны, Россия сегодня действует так, как считает нужным. И если газовый картель будет создан, то нашей стране придется действовать по общепринятым правилам.
Марина Юденич, писатель и политтехнолог:
Возможность создания газового картеля более, чем реальна. В сегодняшних условиях, когда нефть и доллар показали себя столь неоднозначно в качестве регуляторов рынка, когда вокруг них творится настоящая свистопляска и применяются адские махинации. Необходима система, которая бы уравновесила это состояние. Многополярность нужна не только в политическом плане, но в и экономическом.
Речь здесь идет о том, что доллар не может быть одной лишь валютной единицей в мире. И углевородород – нефть – также не может быть единственным. Это неправильно. Перекос в сторону газа произойдет.
Однако очень многих пугает сама терминология – «газовая ОПЕК». Она раздражает и пугает противников создания газового союза. Все мы помним, что ОПЕК был страшным диктатором на нефтяном рынке. И в его составе были те страны, которые находились под влиянием и давлением Соединенных Штатов Америки (такие, например, как Саудовская Аравия). Если мы посмотрим на гипотетический состав газового картеля, то мы там не увидим таких государств. Наоборот, есть страны, находящиеся в противоречиях с США. Это Венесуэла, Иран, Катар. Так что газовый союз может стать настоящим вызовом англосаксонскому порядку.
Если говорить об объективных плюсах и минусах, о которых упоминают противники этой идеи, то стоит заметить следующее. Во-первых, утверждают, что долгосрочное газовое соглашение невозможно. А, во-вторых, уверяют, что транспортировка сжиженного газа затруднительна. Оба довода неверны.
Например, Катар уже вовсю использует технологии по сжижению газа и его транспортировке. Да, это сложнее, чем транспортировка нефти. Но это уже есть, так что вопрос о газовом картеле – это вопрос не года, а нескольких месяцев, а может быть даже и недель. Что же касается долгосрочности соглашений, то цена газа все равно возрастет, тем более, что цена нефти падает.
Говорят, что нефть в большей степени поступает к потребителям – это, например, бензин. Но ведь газ еще более значим. Это и тепло, и связь между государствами. Если пойти методом от противного и подумать, почему же сейчас столько крика от того, что газовый картель возможен? Стоило только трем странам взять и обсудить такой шаг, так сразу же чуть ли не официальную бумагу о невозможности этого написали. Так что, думаю, создание газового картеля – это вопрос не завтрашнего дня, а дня сегодняшнего.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...