Разрывы шаблонов
В четверг в России отмечали День памяти жертв политических репрессий. Отмечали по всей стране, хотя и без особого размаха. Правозащитники провели мемориальные акции во многих городах, но поучаствовало в них совсем немного народа.
Пожалуй, единственным ярким пятном в череде довольно тусклых дежурных мероприятий и речей стала публикация на сайте «Каспаров.ру» призыва прекратить отмечать этот день.
«Несогласный» автор считает, что память о прежних репрессиях мешает бороться с «преступлениями режима». «Пока мы будем щекотать друг другу нервы страшными рассказами о прошлом, пока будем храбро клеймить давно сгнивших палачей (это безопаснее, чем критиковать современных угнетателей!), пока будем «хранить память» о давних репрессиях, не замечая (по причине перегруженности памяти) репрессий здесь и сейчас, – ничего в нашей стране к лучшему не изменится», - к такому выводу приходит каспаровский райтер.
Стремление во что бы то ни стало высказаться «против» в данном случае привело к когнитивному диссонансу. В освободительном дискурсе осуждение коммунистического режима вообще и сталинских репрессий в частности – один из краеугольных камней. И одна из самых ходовых претензий к нынешней власти – «возрождение сталинизма». А тут предлагается вообще забыть о «проклятом прошлом»…
Нельзя исключать, что со временем в интеллигентском мировоззрении эти две установки нечувствительно соединятся – при всем их антагонизме. Но для такой нетривиальной логической операции требуется время даже человеку с самыми эластичными убеждениями.
Поэтому сегодня реприза каспаровцев поддержки единомышленников не получила, и они по традиции вышли митинговать. При этом воспоминаниями о сталинских репрессиях дело не ограничилось – «акционеры» говорили и о тех, кого они считают политзаключенными сейчас.
В частности, во время митинга под девизом «Свободу политзаключенным!» на Триумфальной площади в Москве собирались подписи за помилование бывшего юриста компании ЮКОС Светланы Бахминой, осужденной по уголовной статье и приговоренной к 6,5 годам лишения свободы. Сама же Бахмина в четверг всех удивила.
Как сообщила газета «Ведомости», Бахмина отозвала написанное ранее прошение о помиловании. «Светлана Бахмина, находящаяся на восьмом месяце беременности, первой из осужденных по делу ЮКОСа подала прошение о помиловании президенту Дмитрию Медведеву. 22 октября ее ходатайство о помиловании было зарегистрировано администрацией больницы для осужденных ФГУ ЛПУ-21, а 24 октября Бахмина написала заявление с просьбой вернуть прошение, что администрация и сделала, сообщила «Ведомостям» сотрудница ЛПУ-21», - пишет автор заметки в «Ведомостях».
Что произошло и почему осужденная вдруг изменила свою позицию, никто толком не знают. Ее адвокаты разводят руками и говорят, что не в курсе. Представители правоохранительных органов пожимают плечами и сообщают, что о мотивах им ничего не известно».
Первым делом, разумеется, появилась версия о том, что на Бахмину надавили. С какой-то целью. Например, как предположил член Общественной палаты Генри Резник, чтобы вынудить ее давать показания против Михаила Ходорковского. В качестве обоснования этой версии он сказал: «Если женщина, которая вот-вот должна родить и которую оторвали от двух малолетних детей, отзывает прошение о помиловании, должны быть сверхсерьезные причины».
Но наверняка никто ничего не знает (а если кто и знает, то не говорит). Поэтому дело Бахминой остается не только громким, но и предельно запутывается. Глядя со стороны, уже не представляется возможным понять, кто и чего здесь хочет.
Но Светлана Бахмина – не единственная героиня четверга. Кроме нее отличилась также известная юная революционерка Мария Гайдар. Дочь реформатора обратилась с открытым письмом к своим товарищам по партии СПС и приравненных к ним лицам. «Я обращаюсь к членам партии Союз Правых Сил, ко всем нашим сторонникам, ко всем, кто голосовал за Партию на прошлых парламентских выборах, ко всем, кто находится в оппозиции к действующему режиму», - пишет она, призывая вышеперечисленных «не верить лжи».
Далее по пунктам перечислено, что именно дочь Гайдара считает ложью: «Нам лгут когда пытаются убедить, что все уже решено. Все будет решать съезд... Большая часть членов партии решение о роспуске не поддерживает… Нам лгут, что все в СПС хотят в проект с виртуальными кремлёвскими партиями... Нам лгут о последствиях финансового положения партии. В действительности, партию (даже с долгами) закрыть не могут».
По мнению младшей из Гайдаров, все можно изменить, если проконтролировать проведение региональных конференций, и не допустить фальсификаций при выборах делегатов на съезд СПС и принять на съезде не те решения, о которых было объявлено (самороспуск и создание новой партии, совместно с двумя другими самораспускающимися организациями – Демпартией России и «Гражданской силой»). Какие же именно, она пока не говорит, но обещает: «На съезде я готова предложить план спасения партии». «Мы выбираем свободу»! – на этой пафосной ноте член президиума федерального политсовета СПС завершает свое обращение.
Вряд ли эта декларация сильно обрадует Егора Гайдара – одного из основателей СПС, ранее публично поддержавшего план преобразования правых сил. Хотя, в то же время, сомнительно, что демарш Марии Гайдар будет иметь какие-либо серьезные последствия. Желания сохранить «Союз правых сил» не осталось уже ни у кого из тех, кто создавал и возглавлял партию: Анатолий Чубайс и Егор Гайдар поддерживают «план Гозмана – Титова»; Ирина Хакамада и Борис Немцов из СПС ушли; Сергею Кириенко двано не до партийной политики.
Так что, пожалуй, единственное, что удалось Марии – привлечь к себе внимание и удивить. Хотя и не так сильно, как Светлана Бахмина или ее бывший босс Михаил Ходорковский. Экс-олигарх направил приветствие участникам «Ходорковских чтений», опубликованное в четверг в «Новой газете». В нем бывший глава ЮКОСа заявляет о себе, как о стороннике президента Дмитрия Медведева.
«Выбор Медведевым в качестве первоочередного приоритета восстановление независимой судебной системы и борьбу с коррупцией считаю абсолютно точным», - заявил осужденный Ходорковский. При этом далее он высказывает традиционные для либерально-освободительной общественности тезисы о «неизбежном конфликте» Медведева с силовиками, о необходимости «оппонировать власти» и т.п.
Тем не менее, Ходорковский вновь поставил своих «союзников», находящихся на воле в неудобное положение. В то время, как друзья-оппозиционеры накачивают в себе непримиримость, рисуя на своих знаменах образ Ходорковского – мученика и антагониста власти, сам он ищет диалога с властью. И говорит: «Коррупционеры никогда оппонировать власти не будут. Обратное неверно: не все сторонники власти — коррупционеры».
Справедливости ради надо отметить, что Михаил Борисович сейчас находится в положении, весьма располагающем к умеренности и конструктивности. Чего не скажешь о его «единомышленниках», оставшихся на воле. Все же, «точка зрения определяется местом сидения». Если не во всем, то во многом.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...