Россия и Обама: мнения экспертов
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем:
Существенно отношения между Россией и США не изменятся. Нужно понимать, что Барак Обама уже успел проявить себя как последователь линии Буша, пусть и с другой партийной принадлежностью. Так что, особых изменений можно не ждать. Например, что касается отношений с Европой, тот тут Штаты уже дали гарантии Качиньскому о продолжении работы по ПРО. Это говорит о многом.
Что касается, отношений с Ближним Востоком, то как они могут измениться кардинально, если при только что избранном президенте Кандолиза Райс (а это не могло не обсуждаться и не согласовываться) отправляется на Ближний Восток на переговоры между Израилем и Палестиной, где собралась стая «хромых уток»? Получается, что других планов у них нет.
Что же касается России и США, то отношениях как были настороженными, так и останутся. Обама честно продолжает линию Буша, но в других тонах, более демократических. Серьезных изменений, а тем более, улучшений можно не ждать. Тем более, Медведев в послании Федеральному Собранию заявил о своих четких позициях по вопросам международных отношений. Я думаю, серьезного ответа со стороны США на эти заявления Медведева можно ожидать в первой половине 2009 года. И не думаю, что этот будет улучшение во взаимоотношениях. Мой прогноз касательно отношений Россия - США самый пессимистичный.
Дмитрий Бавырин, редактор отдела политики Интернет-газеты «Взгляд»:
Говорить о том, как изменятся отношения РФ и США при Обаме, пока рано. Даже для многих американских экспертов избранный президент остается «темной лошадкой». Как минимум, стоит дождаться официального назначения нового госсекретаря.
Если им станет Чак Хегел, имеются определенные перспективы на общее потепление. В отличие от «моралистов», которых в Демпартии масса, республиканец Хегел подчеркнутый прагматик. А вот если госсекретарем будет Холбрук или Лугар - перспективы, увы, безрадостные. Первый «моралист из моралистов», второй - убежденный антисоветчик.
Но даже после назначения госсекретаря должно пройти какое-то время, чтобы новый российский вектор США хотя бы наметился. Уже сейчас очевидно, что сотрудничество с РФ для демократической администрации на первом плане не находится. Приоритеты там другие - Ближний Восток, Пакистан, наконец, Западная Европа, отношения с которой при Буше оставляли желать лучшего. Эти приоритеты Обама наметил еще в период избирательной кампании, когда посетил с визитом Израиль, Афганистан, Иорданию, Германию, Францию и Великобританию.
Но радует уже то, что Обама - не Маккейн. Да, республиканцы прагматичны, но к Маккейну это не относится, однопартийцы недолюбливают его как раз за резкость, самодурство и просто фантастическое упрямство. У сенатора от Аризоны к России, что называется, личное: он сильно пострадал во время Вьетнамской войны и склонен винить в этом именно «Советы» - а значит, и Россию. Кроме того, Маккейн уже не раз переходил на личности, заявляя, что видел в глазах Путина буквы «КГБ», называя Медведева «марионеткой». Сильно сомневаюсь, что с таким политиком у президента России сложился бы личный контакт.
А личный контакт между президентами РФ и США, как показала практика, очень важен. Трудно даже предположить, во что могла бы вылиться теперешняя риторика, если бы не хорошие личные отношения Путина и Буша.
Обама, в отличие от Маккейна, непредсказуем. Это минус. Но двум молодым юристам-интернетчикам, каковыми являются Медведев и Обама, найти общий язык труда не составит. И это огромный плюс. В любом случае, на мой взгляд, обсуждаемые ныне перспективы того, что Обама пустит «под нож» проект Буша по системе ПРО в Восточной Европе, - попытка выдать желаемое за действительное. У Обамы нет резона ссориться с генералитетом, лоббистами и функционерами ВПК. Строительство баз в Польше и Чехии, боюсь, неминуемо.
Дмитрий Тренин, заместитель руководителя Московского центра Карнеги:
Отношения между Россией и США сегодня находятся на развилке. Но они могут стать лучше или хуже, чем в конце правления Буша-младшего. Если новому президенту и Кремлю не удастся решить очевидные проблемы безопасности на Кавказе, в Восточной Европе (имеется в виду проблема ПРО) и на Украине, то в отношениях между странами может случиться очень серьезный кризис, который может стать самым серьезным за последние лет 20-25, самым серьезным со времен «холодной войны».
Напротив, если Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву удастся договориться, переломить динамику нынешних отношений и прагматически отнестись к тем же самым вопросам - Кавказ, ПРО и Украина, то между Штатами и Россией возникнет пусть и не стратегическое партнерство, но достаточно стабильные отношения, не таящие в себе угрозу разрешительных взаимодействий.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...