Подъем национализма: мнение экспертов
Дмитрий Бадовский, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем:
Непосредственной причиной, катализатором деятельности националистических движений традиционно стало 4 ноября. Это уже сформировавшаяся тенденция - ежегодно начало ноября является временем усиления активности таких группировок. Другое дело, что в этом году у националистов есть определенная попытка реагировать на предкризисную ситуацию и поймать волну. Это касается и вопросов миграционной политики, и локальных социальных кризисов, связанных с проблемами в экономике.
Их нынешняя активность - это демонстрация флага с учетом околокризисного контекста и попытка обозначить себя на все случаи. Например, на тот случай, когда кризис станет более ощутимым для общества. То есть, они пытаются подготовиться для того, чтобы стать той силой, которая готова оседлать волну и заработать на фоне экономических проблем очки для себя.
Пока не до конца ясно, как власти будут на это реагировать с точки зрения профилактических мероприятий. Официальные партии в этой ситуации также пока не выработали своей стратегии до конца. Так что, усиление националистических идей - это попытка найти свое окно и заработать очки, и нужно ждать еще большей активности в националистической среде.
Александр Дугин, философ-евразиец:
В России существует вакуум националистической идеи. Советское забылось, либеральное провалилось - это объективная причина нужды в националистических проявлениях. Из этой объективной причины следует, что власть боится националистических идей. Она не идет на встраивание и развитие националистической идеи. Голосами Павловского, Фадеева и прочих кремлевских идеологов в России появляются маргинальные, экстремистские группировки.
Западу, в свою очередь, выгодно разрушение России. И самая выгодная форма разрушения нашей страны - в развитии провокационных националистических движений, русских расистов, что может вызвать активизацию националистических движений по окраинам нашей родины. Запад открыто поддерживает такие группировки, как ДПНИ. А они, в свою очередь, также откровенно берут деньги от некоторых американских кругов на поддержание своей деятельности.
Итак, власть боится развивать и строить национализм по своей версии, подыгрывая таким образом экстремистам. Этим же экстремистам помогает Запад. Отсюда и зарождаются в России действительно радикальные провокационные экстремистские группы, которые не помогают стране, а разрушают ее. Такова метафизика нынешних националистических идей.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
Я не вижу никакого роста активности националистов. Всплеск националистических движений произошел традиционно накануне 4 ноября. Они изначально пытались адаптировать этот праздник под себя.
Сегодня можно наблюдать некий раскол в рядах националистов. Об этом говорят разные акции националистических группировок, которые они пытались организовать несколько разрозненно. А потому сложно сказать, что они на подъеме. Так, например, в честь 4 ноября «Народный союз» Бабурина организовал «русский марш» - это был политический театр, это было театрализованное представление. ДПНИ со своей стороны также пытались провести неразрешенную акцию. Но их погоняли, отловили и отпустили. Была также попытка организовать «Крестный ход», который все же не состоялся по причине противоречий с правоохранителями. Так что такого, чтобы националисты шли единой фалангой, как это было раньше, нет.
Ясно одно - внутри их движения серьезные противоречия, что и мешает им приподняться. Кроме того, националисты немного изменили свою тактику. Они стали апеллировать к структурам гражданского общества. Они используют массу ресурсов, таких как Интернет, для того, чтобы играть на эмоциях людей. Например, националисты взяли под свой контроль убийство русской девушки гастарбайтером. Они организовали акции, ругали милицию за бездействие, ругали власть. Как выяснилось потом после поимки преступника, милиция специально не хотела привлекать большого внимания к этой истории, чтобы не спугнуть преступника. Однако это событие активно использовалось националистами.
Другое дело, что такие жестокие преступления совершаются и русскими людьми... То есть здесь был взят в оборот сильнейший эмоциональный фактор. Проблемы у них есть, но говорить об увеличении их активности я не могу. Возможно, они усилят свою деятельность в связи с кризисом, когда вновь можно будет апеллировать к эмоциям человека.
Сергей Ильин, политолог:
Националистические движения выглядели очень перспективной политической силой еще пару лет назад. Однако внутренние дрязги и расколы привели к тому, что к осени прошлого года процесс распадения на карликовые организации стал практически необратимым (собственно, он продолжается и сейчас - см. хотя бы расколы внутри ДПНИ). К тому же многие лозунги перехвачены властью и\или лоялистскими организациями.
Другой вопрос, что «идеологическая подпитка» ощущается на уровне маргинального звена националистов, действующих на грани и за гранью уголовного законодательства. И вот тут крайнему ужесточению методов экстремалов вполне может способствовать рост бытовой этнической преступности. Более того, в какой-то степени подобные антиправововые действия могут начать пользоваться поддержкой населения. Еще одно следствие всего этого - еще большее снижение доверия населения к милиции. Условно говоря, «если нас от НИХ милиция не защищает (да еще и покрывает), пусть уж ИХ скины режут, что ли».
Все это достаточно прискорбно, но ситуация действительно напряженная. Особенно с учетом того, что в условиях кризиса психологический фактор срабатывает как бы не в первую очередь: нервозность населения ощутимо возрастает.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...