Два в одном: эксперт оценил идею Миронова о "рассекречивании" цен производителей
Идея, озвученная лидером "СР" Сергеем Мироновым и касающаяся рекомендованной продажной цены, нуждается в уточнении. Ведь случае неудачной реализации могут возникнуть сложности и для покупателей, и для продавцов, считает директор Центра развития потребительского рынка московской школы управления Сколково Илья Ломакин-Румянцев. Развернутое мнение эксперт высказал для "Политонлайн. ру".
"Психологическое давление на ритейл": что предложил Миронов
В дополнение к фактической розничной цене, которая указана на ценниках продуктов, стоит писать и так называемую рекомендованную продажную цену. Как сообщает ИА REGNUM со ссылкой на слова Миронова, контуры идеи таковы:
- сначала необходимо выбрать самые востребованные у населения продовольственные товары;
- затем государству нужно будет указать, какие именно цены должны, по идее, быть установлены на эти товары. Это и будут "рекомендованные продажные цены".
"Рекомендованная продажная цена" — не административное, а своего рода психологическое давление на ритейл, это показатель, который поможет покупателям ориентироваться в ценовой политике торговых сетей и магазинов", — объяснил Миронов.
Мнение эксперта: нужно уточнять детали
Насколько логична и полезна такая идея? Ломакин-Румянцев отмечает: обычно такие подходы либо порождают чёрный рынок, либо ведут к дефициту продукции. Всё зависит от того, в отношении какой товарной группы и с помощью каких механизмов предложено их реализовать, считает эксперт.
"Цены розничной продажи на полке могут отличаться и вверх, и вниз. У нас довольно много всевозможных акций, скидок. Представляете, что будет, если все покупатели начнут задавать вопросы о том, почему цены выше рекомендованных?", — объясняет Ломакин-Румянцев.
Идея понятна, продолжает эксперт, но требует уточнений как минимум в части конкретных сегментов товарного рынка и механизмов выстраивания дистрибуции.
"Представьте, что производитель говорит: "Хочу, чтобы цена была 100 рублей". А торговая сеть говорит: "Хорошо, только мы в этом случае продавать твою продукцию не будем". И что дальше?", — задаётся вопросом эксперт.
"Яичный" пример: "Что это вы задрали цену на дешёвые яйца?"
В качестве примера эксперт приводит ситуацию: допустим, что есть два производителя куриных яиц, при этом
- один решил, что его куры несут яйца, обогащённые витамином омега-3;
- второй решил сэкономить, и у него яйца самые обычные.
Естественно, первый производитель выставит цену выше, чем второй — к примеру, 180 рублей против 120, продолжает объяснять эксперт.
"Затем оба производителя приходят к торговцу. Тот смотрит и говорит, что может продавать и те, и те яйца по 150 рублей. А если они будут с разными ценами, то продавец никогда не сможет объяснить, почему одни яйца дороже в полтора раза, не сможет сказать, что это мнение производителя", — рассуждает Ломакин-Румянцев.
Даже если в приведённом случае сделать цены разными (например, принять ценник в 160 рублей на "витаминные" яйца и в 140 на обычные), каждый товар в отдельности станет выглядеть неубедительно, продолжает эксперт, и у покупателей возникнут закономерные вопросы.
"Покупатели скажут: "Что это вы задрали цену на дешёвые яйца? Да, спасибо, что снизили цену на дорогие. Но мы хотим так: снижайте цены на дорогие яйца, а на дешёвые при этом не поднимайте".
Проще говоря, предложенный механизм делает чрезвычайно сложной реализацию массовых товаров. Нам может казаться, что он полезен и для производителей, и для потребителей, а на практике выяснится, что это совсем-совсем не так", — резюмирует Ломакин-Румянцев.
Поэтому всё зависит от конкретных товарных рынков и механизмов дистрибуции, уверен эксперт.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...