Модернизация с человеческим лицом
Модернизация с человеческим лицом
На прошлой неделе в распоряжении СМИ оказался программный документ, подготовленный Национальным институтом развития современной идеологии, по сути дела являющимся аналитическим центром "Единой России". Документ состоял из трех глав. Первая часть документа была, собственно, и озаглавлена: "Православие, как нравственная основа модернизации", а эпиграфом к ней были выбраны соответствующие слова патриарха Кирилла: "Модернизация - это нравственный императив".
Признавая, что в Конституции РФ закреплен светский характер российского государства авторы доклада, тем не менее, сходу отметили, что для модернизации и развития России нам нужна идеология. Причем по глубокому убеждению аналитиков, "успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния" напрямую связано "с сохранением прочного ценностного фундамента общества". "В России в его основе лежит этика православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу", - утверждается в оказавшемся в распоряжении СМИ документе.
Во второй части, озаглавленной "Патриотизм - это гражданская религия современного общества" авторы доклада, ссылаясь на французского философа Жан-Жака Руссо, констатировали, что лишь гражданская религия обеспечивает моральные основы государственной политики. "Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России", - признается при этом в аналитическом материале.
"Многие из проблем модернизационного процесса совершенно очевидно имеют нравственное измерение, - делается вывод уже в третье части "Работать на Россию!". Проблема модернизации, считают авторы этого концептуального текста, сводится к тому, чтобы развить и в полном объеме задействовать потенциал человеческого капитала - основной носитель нравственных основ модернизации.
Как в общем-то и следовало ожидать, обнародованный в Интернете идеологический манифест вызвал довольно острое неприятие у представителей либерального лагеря, традиционно критикующего сближение государственных институтов с церковью. И, в принципе, понято, почему. Ведь в нем в качестве базовой нравственной основы идущей полным ходом в стране модернизации было предложено рассматривать именно православие, а не, к примеру, некие абстрактные общечеловеческие гуманитарные ценности, уже давно выпавшие в Западной Европе за рамки религиозности.
Причем критики единороссов отреагировали на прозвучавший в тексте посыл предельно жестко - по их словам, этот документ не только противоречит Конституции страны, которая закрепляет светский характер государственного устройства, но еще и вдобавок ко всему является общественно опасным, так Россия по своему составу многоконфессиональная страна.
Авторам этого дискуссионного материала припомнили даже знаменитую уваровскую триаду "Православие - самодержавие - народность", в свое время предложенную министром народного просвещения графом Сергеем Уваровым при императоре Николае I в качестве государственной идеологии, и которую, по мнению критиков, сейчас предлагает взять на вооружение партия власти.
Между тем, руководство "Единой России" расценило сообщения ряда СМИ о том, что партия избрала православие в качестве государственной идеологии и на закрытом заседании своих дискуссионных клубов приняла соответствующий документ, как дискредитацию партии.
"Ничего подобного не было, никаких документов такого рода мы не принимали", - заявил "Интерфаксу" заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Юрий Шувалов. "Клубы - это не та инстанция, которая принимает решения за партию. Они являются дискуссионной площадкой "Единой России", где обсуждаются самые различные, в том числе диаметрально противоположные, точки зрения", - отметил он.
"Расцениваю подобные информационные "утечки" с нашего заседания как кампанию по дискредитации серьезной, творческой работы членов партии и участвующих в ней представителей общественности. Вольно или невольно, но инициаторы этой кампании переворачивают с ног на голову тот интеллектуальный поиск, который идет в партии", - подчеркнул Шувалов.
"Никто не подвергал сомнению конституционный принцип отделения церкви от государства, равно как и то, что участвовать в модернизации могут и должны представители всех традиционных конфессий, представленных в России", - сказал Шувалов.
По его словам, речь на заседании клубов шла совсем о другом. О том, что главным во всех модернизационных процессах должен быть человек, его права и интересы. "Ключевые духовные основы, которые заложены в обществе, должны влиять на решения, принимаемые на разных уровнях власти. Тогда у этих решений будет прочная основа", - заявил представитель руководства "Единой России".
В свою очередь глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат Сергей Попов в интервью журналистам заверил, что идеи этого доклада являются не официальной позицией партии, и исключил даже возможность внесения серьезных изменений в нынешнее российское законодательство "О свободе совести".
В Русской православной церкви "духовный посыл" обнародованного документа, разумеется, восприняли с крайним энтузиазмом. И в этом нет ничего удивительного.
Как известно, комментируя модернизационный призыв президента, патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что модернизация страны должна осуществляться в связке с укреплением нравственности. "Любая модернизация, любая реформа, перемена должна осуществляться на основе фундаментальных ценностей. А поскольку самой фундаментальной ценностью является нравственность, потому что без нее нет человеческой личности, мы должны так модернизировать страну, чтобы одновременно сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни", - подчеркивал глава РПЦ.
По его мнению, модернизация должна включать нравственное измерение, "иначе ничего не получится, иначе у нас будет еще одна машина угнетения, иначе, развивая какие-то стороны общественной, политической, экономической жизни, мы будем затягивать петлю на качестве человеческой жизни".
Как бы то ни было, но учитывая прозвучавшую критику, попытку единороссов определить нравственную основу модернизации, удачной можно назвать лишь с большой натяжкой. Действительно, по закону религия у нас отделена от государства и, по хорошему, православие никак не может выступать в качестве единой основы для модернизации. Тем не менее, вряд ли кто-то всерьез будет отрицать, что модернизация, в принципе, может состояться без учета традиционных ценностей, в том числе и нравственных ценностей, "прописанных" в православии.
Максим Богатых
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...