Русские корабли под боком США
Эта осень, как ни одна за предыдущие 17 лет, насыщена дальними походами отрядов российских кораблей. Если в прежние годы в лучшем случае один - два корабля выбирались в дальний поход, в основном с визитом вежливости, то теперь фактически все основные силы нашего флота находятся в море или готовятся к выходу.
Отряд боевых кораблей Северного флота России отправился в океанский поход к берегам Южной Америки. В состав отряда входят атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чебаненко» и корабли сопровождения. Центральным этапом похода являются учения «ВЕНРУС-2008» в Карибском бассейне, проводимые российскими моряками с 1 декабря 2008 года совместно с флотом Венесуэлы. Корабли двух стран планируют отработать ряд совместных задач, в том числе вопросы совместного маневрирования, поиска и спасения на море, а также провести тренировки по связи.
Еще один отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов» 9 декабря покинет главную базу флота Владивосток и возьмет курс на Индийский океан.
В состав отряда кораблей, помимо «Адмирала Виноградова», войдут буксир «Фотий Крылов», танкеры «Бутома» и «Печенга». В январе 2009 года эти корабли примут участие в совместных учениях с ВМС Индии «Индра-2009». Запланирована отработка задач по защите судоходства, борьбе с морским пиратством и террористическими действиями. Предусмотрено также проведение артиллерийских и ракетных стрельб. При этом корабли ТОФ встретятся в Индийском океане с кораблями Северного флота, которые придут в этот район после участия в российско-венесуэльских учениях. На обратном пути во Владивосток корабли ТОФ нанесут визиты в порты Индонезии и Китая.
Интересна реакция на эти походы со стороны США. Сначала официальный Вашингтон отзывался о них довольно сдержанно. Пресс-секретарь министерства обороны США Джефф Моррелл заверил, что Пентагон не испытывает тревоги по поводу предстоящих российско-венесуэльских военно-морских учений в Карибском море: «Мы уже не раз говорили, комментируя ранее полеты их дальней авиации, походы кораблей к берегам Южной Америки, что у российских военных есть право на проведение учений, и они пользуются таким правом. Если они желают проводить учения с венесуэльцами, то моей единственной реакцией на это будет следующее: о вас судят по тому, с кем вы дружите».
Но по мере расширения российского военного присутствия в мировом океане тон этих комментариев становится все более раздраженным. Так, в заявлении палаты представителей по поводу российского военного визита в Венесуэлу уже сквозит откровенное недовольство: «Палата представителей конгресса считает развертывание российских вооруженных сил в Западном полушарии опрометчивым, провокационным и нарушающим доктрину Монро».
Интересно, что упомянутая доктрина, объявленная в 1823 году президентом США Джеймсом Монро, декларировала Северную и Южную Америку исключительной зоной американских интересов и провозглашала ее закрытой для каких-либо колониальных или политических притязаний европейских государств, включая Российскую империю. Дж. Монро заявил тогда, что любые попытки своих соперников распространить влияние на страны Западного полушария США будут считать «опасностью» для своего «мира и безопасности».
Фактически это был первый шаг к американской гегемонии в мире.
И весьма показательно, что именно к этой доктрине обратились американские политики, комментируя появление российских кораблей у берегов Южной Америки.
Дальше - больше.
Совсем недавно начальник пресс-службы Госдепартамента Шон Маккормак в ответ на вопрос о перспективах российско-венесуэльских отношений достаточно резко заявил, что Латинская Америка рассматривает в качестве доминирующей в регионе политической и военной силы исключительно Соединенные Штаты, а не Россию. «Не думаю, что есть какие-то вопросы относительно того, на кого регион рассчитывает как на политическую, экономическую, дипломатическую, а также военную мощь», - отметил дипломат.
Раздражение США понятно - американцам трудно привыкнуть к мысли о том, что уже похороненный ими русский флот неожиданно снова вышел в море. Что в дальних морях и океанах, давно забывших о русских крейсерах и эсминцах, снова трепещет на ветру Андреевский флаг. Что почти два десятилетия полной мировой гегемонии завершаются, и завершаются они с самыми неблагополучными для США итогами: мировой кризис, проигранные войны в Ираке и Афганистане, а тут еще и русские корабли под боком!
Но очень важно не впасть в эйфорию. То, что наш флот вышел в море, несомненно, хорошо. Ведь море - лучший учитель для экипажа. Еще сто лет назад адмирал Макаров выразил этот принцип обучения емким тезисом «В море - дома!».
Не стоит забывать, что минимальный возраст кораблей, на которых выходят в море наши военные моряки, составляет двадцать лет. И дальние походы - это замечательно! Но важно помнить, что на сегодняшний день у России осталось лишь 35 боевых кораблей океанской зоны, а на всех верфях в совокупности строится только восемь кораблей различных классов. Без новых кораблей, без загруженных работой верфей сегодняшний замечательный прорыв в море может оказаться последней конвульсией погибающего кита.
Флот требует не одноразовой кампании, не революционного порыва, а повседневного радения и непрерывной заботы. Поэтому главным вопросом сегодняшнего дня должен стать вопрос не о том, сколько кораблей находится сейчас в дальнем походе, а сколько их было заложено в этом месяце на стапелях.
Владислав Шурыгин
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...