Сталкивать лбами республики и педалировать 'отличия от РФ' крайне опасно
На состоявшемся в среду 19 мая заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества, правозащитники неоднократно заявляли об особенности, отличии социально-политической системы Северного Кавказа, нередко противопоставляя друг другу республики СКФО. В какой-то момент главе государства даже пришлось сделать ремарку, - "Для того, чтобы все эти /связанные с правами человека на Северном Кавказе/ тяжелейшие проблемы решать, нам нужно следить еще и за тем, что мы говорим. Вы сказали, что ситуация в Дагестане отличается от ситуации в России. Дагестан - это Россия, и я просил бы всех использовать только такую терминологию". Дмитрий Медведев подчеркнул, что пренебрежение этим "крайне опасно".
Politonline.ru обратился к известным российским политологам с просьбой прокомментировать прозвучавшие заявления.
Егор Холмогоров, публицист, политолог:
У меня возникает вопрос к правозащитникам вот какого характера. Когда на Северном Кавказе шли достаточно интенсивные боевые действия и власти приходилось применять жесткие меры - наше государство все время говорило, что это специфический регион, зона действия режима КТО. Правозащитники тогда убеждали власть и говорили обществу, что Северный Кавказ, Дагестан и Чечня такая же часть России, где должны действовать те же законы, никаких послаблений в исполнении прав человека, никого нельзя задерживать, должны быть стандартные расследования. И вдруг теперь, когда умиротворение, так сказать, достигнуто - в том числе за счет действий, которые правозащитниками категорически не одобрялись - начали звучать слова о том, что это особая зона, фактически. В этом смысле президент прав, говоря "Дагестан - это Россия, и я просил бы всех использовать только такую терминологию, иное крайне опасно". Потому, что Северный Кавказ и Дагестан - часть России, альтернативы не существует. Понятно, что там есть особая, тяжелая специфика, там возникают огромные проблемы, увы, с положением русских и так далее - но их все надо решать. Надо решать достаточно жестко, но - в рамках единого федерального пространства. Грубо говоря, никакие особенности этих регионов не могут являются поводом для действия законов, отличных от законов России, и т.п. Специфика лишь корректирует тактику решения проблем
Дмитрий Бадовский, заместитель генерального директора НИИ социальных систем, директор по развитию и проектному планированию:
Я хочу заметить, что педалирование темы отличий Дагестана или других северокавказских республик как отличных от России не просто опасно, а крайне опасно. Но это не отменяет специфику ситуации на Северном Кавказе. Впрочем, это никто не отрицал, в том числе и руководители государства - эти вопросы достаточно часто обсуждаются, в том числе при подготовки стратегии управления ситуацией на Северном Кавказе. Учитывая все острые проблемы, которые там существуют - в том числе и особую структуру общества, клановость, кумовство, коррупцию - которые, увы, присущи ему с досоветских времен. Это такой политический фон для социально-политических отношений на Кавказе. К сожалению, это часто приводит к тому, что различные политические субъекты начинают противопоставлять одно другому, поднимать и подчеркивать темы сверхотличий региона. Это, в том числе, способ решения своих проблем, пытаясь повлиять на центральную власть. Это, в некотором смысле позиция торга, аргументации для получения каких-то дополнительных преференций или манипулирования федеральной властью - со стороны правозащитников ли, или со стороны представителей региона.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...