«Несистемная оппозиция» готовится кататься на лафете
У несистемной оппозиции - очевидные серьезные проблемы. Как бы ни менялась политическая ситуация - ее «бонзы» реагируют однотипно, предсказуемо и ровно так же, как и годы назад. Оказавшись в явном тупике, они уповают лишь на им одним видимые «позитивные изменения», либо на то, что «результаты» отсутствуют из-за недостаточности используемых ресурсов, «враждебного окружения» и т.п. В результате «несогласные» (во всем своем разнообразии) в целом оказываются способны лишь двигаться к бесславной развязке - как «перезревший» СССР.
Причина? Как и в случае с забронзовевшим брежневским Политбюро ЦК КПСС, «несистемная оппозиция» формально и неформально управляется людьми, которые уже органически не способны не то что предлагать новые «дискурсы», но и просто осознать, что ситуация давно и принципиально изменилась. Тех, кто пытается им возражать, обвиняют в лучшем случае в слабоумии.
Кто по большому счету, определяет «идеологию» и стратегию «несистемной оппозиции»? В советских терминах - «старые ревоюционеры», «старболы» и т.п., т.е. люди вроде Э. Лимонова, Л. Алексеевой - как говорится, «закаленные в боях с прежним режимом» (которого уж двадцать лет как нет). Не нужно особой проницательности, чтобы понять, что, например, Л. Алексеева видит действительность и действует в рамках «советской» модели, в которой она сложилась (и законсервировалась) как политик, и которая кажется ей применимой здесь и сейчас (Речь о том, чтобы, как в славные 1980-е, с использованием зарубежных ресурсов «давления» привести «режим» к краху, за котрым неминуемо само собой возникнет светлое завтра, братство народов мира и т.п.) Лимонов же в этом смысле еще более яркий пример - «практик» силовой борьбы с государством, которая могла выглядеть (с понятными оговорками) рациональной только в условиях практически отсутствующего государства (скажем, в 1992- 1995гг).
Понятно, что двумя указанными вождями «политбюро» «несистемной оппозиции» не ограничивается - их ободряют и поддерживают люди, если не по возрасту, то уж точно по ощущению политической ситуации остановившиеся где-то между 1995 и 1999 годами - В. Лукин, Э. Памфилова, «юный любимец политбюро» Г. Каспаров и т.д.
Осознать, что существуют иные методы достижения позитивных преобразований, кроме того, который они видели в 1991 г. все эти генсеки и «молодые секретари геронтократического ЦК» не в состоянии. Не могут они постичь и то, что в ближайшие десятилетия ничто подобное невозможно - само в руки больше ничего не упадет (граждане не желают никаких новых «девяносто первого» или «девяносто третьего»).
Понятно, что как и в брежневском политбюро, среди «видных оппозиционеров» есть люди, лояльные своей либерал-анархической «КПСС», но понимающие, что нужно искать рациональные направления развития, учитывать реалии и т.д. Яркий тому пример - «отщепенец» и «диссидент» (в рамках предложенной аналогии) - В. Милов, который с прошедшей весны предлагает всю «ярость протеста» использовать для построения легальных политических организаций, и действующий исходя из понимания, что единственный реальный путь «борьбы» - участие в выборах (пусть и начиная с «низового уровня»). Самый большой его «грех» на самом деле - идея о том, что ситуация за десятилетие принципиально изменилась. Если с этим согласиться, надо срочно отправлять на пенсию тех, кто не в состоянии предложить «несистемной оппозиции» ничего, кроме набора тактических приемов из арсенала «оранжевых революций» (при том, что российская отшумела давно - в 1991 г.). Простить такое невозможно.
Из неприятной аналогии с политбюро ЦК КПСС и т.д. следует неприятный вопрос: где точка невозврата, когда уже никакие запоздалые «гласность, перестройка» не помогут политбюро сохранить ни себя, ни систему, которой оно руководило (в данном случае конгломерат «нетрадиционно мыслящих» «оппозиционеров»). И здесь, как ни печально, придется вновь вспомнить В. Милова, который все точно почувствовал - точка практически пройдена, уже не остается достаточно времени даже для того, чтобы предъявить гражданам достойную уважения нешутовскую попытку создать легальную партию и поучаствовать в парламентских выборах 2011 г.
Будет ли «оппозиционерами» использована последняя возможность? Вопрос риторический, пока есть «политбюро». Оно предпочтет играться до последнего во всякие «ГКЧП».
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...