Политизированный уход
Глава президентского совета по правам человека и содействию развития гражданского общества Элла Памфилова подала президенту прошение об отставке. "Я подала заявление об уходе с поста председателя совета. Это мое личное решение, никто меня не вынуждал, оно созрело не внезапно", сообщила работавшая в Кремле правозащитница - добавив, что намерена кардинально изменить сферу своей деятельности.
"Скажу лишь о том, что намерена кардинально изменить сферу деятельности, и это точно будет не политика и не госслужба", - поделилась она (ряд пользователей блогосферы предположили, что вариантами новой занятости Памфиловой может стать бизнес или правозащитные проекты на государственные или иные гранты).
Естественно, ряд деятелей российской несистемной оппозиции (не говоря про контрадминистративно настроенных блогеров) увидели в уходе Памфиловой некую "вынужденность" - но достаточно посмотреть на действия и заявления Эллы Александровны, чтобы понять - в случае какого-либо давления она несомненно и моментально об этом сообщила прессе.
Заявив ведущим информационным агентствам о своем решении она поблагодарила президента за его "постоянное и заинтересованное внимание к деятельности Совета в целом и его конкретным предложениям" и пожелала Совету удачной и плодотворной работы.
Недовольство решением Памфиловой уже выразили российский омбудсмен Владимир Лукин, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, экономист и общественник Ирина Ясина. Они наедятся, что Медведев не примет отставку главы Совета, однако Памфилова остается непреклонной - она "уже для себя все решила" (блогеры шутят, что для исполнения "пожеланий" правозащитников Дмитрий Медведев должен "закрыть Эллу Александровну в ее кремлевском кабинете на ключ").
Также за своего бывшего соратника по КПСС решил "вступиться" лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов - предположивший, что причиной ухода Памфиловой стала то, "что все ее попытки менять что-то в стране наталкивались на жесткое противодействие" - вот только сама Элла Памфилова опровергла подобные домыслы - она заявила, что в области развития гражданского общества "нам удалось сделать даже больше, чем было возможно".
Бывший председатель правозащитного органа при главе государства не кривит душой - действительно, в ходе работы Совета были обсуждены и в дальнейшем учтены властью многие конструктивные мнения правозащитников (достаточно вспомнить президентские поправки, облегчающие деятельность множества НКО).
Впрочем, точку в ситуации поставил президент Дмитрий Медведев. По словам его пресс-секретаря Натальи Тимаковой, он принял отставку Эллы Памфиловой. «К сожалению, эта тема возникала не один раз», - заявила Тимакова. Она также сообщила, что «президент поблагодарил Памфилову за работу, которую она вела долгое время к становлению гражданского общества, правам человека».
Однако неправильным было бы умолчать, что в период работы руководителем Совета Элла Александровна неоднократно становилась объектом весьма обоснованной критики со стороны экспертного сообщества за излишнюю и даже избирательную политизированность своей правозащитной деятельности и причиной политических скандалов. Так, например, осенью 2009 года бывший кандидат в президенты России назвала "травлей" выражение такими же как она представителями гражданского общества (членами движения "Наши") в отношении журналиста Александра Подрабинека - в своей скандальной статье заявившего о советских ветеранах "Презрение потомков - самое малое из того, что (они) заслужили". Тогда же произошла весьма странная история с заявлением Совета по "ситуации с Подрабинеком" - г-жа Памфилова заявила, что Совет коллегиально принял "политическое" заявление, а выяснилось, что ряд членов Совета о нем не знали и не согласны с его содержанием.
Кроме того, совсем недавно кремлевская правозащитница назвала членов молодежных общественных движений "выкормышами политтехнологов, закладывающих душу дьяволу" и обвинила движение "НАШИ" в сжигании книг (на что "Наши" планируют подать на Эллу Памфилову в суд, так как книги (В.Сорокина) сжигало движение "Идущие вместе"). При этом правозащитница отказалась признать свою ошибку - заявив, что обвинив непричастную организацию "по сути она права".
Стоит заметить, что незадолго до отставки Памфиловой тема политизированности её действий была поднята Алексеем Чадаевым, заявившем "Необходимо обратить внимание президента Медведева на факт политизации совета по правам человека при президенте в ущерб его прямым, непосредственным задачам". Он объяснил свою позицию тем, что Совет по каким-то непонятным причинам не обратил внимание на "массовую драку в детском лагере „Дон", где ситуация находится на грани межнационального конфликта и акты вандализма и насилия в Химках, связанные с противостоянием там различных молодежных группировок". Чадаев укорил правозащитный Совет, -"Вместо этого главным общественным злом в сфере прав человека почему-то стала бумажная аппликация, сделанная безвестными первокурсниками в лесу на границе Тверской области и выставленная в этом лесу на всеобщее обозрение", предложив Памфиловой (если той хочется заниматься политикой) "сложить с себя полномочия главы совета и идти в ту политическую партию, которая ей будет по сердцу, и завоевывать симпатии избирателей на выборах".
И действительно, Элла Памфилова политизировала даже свою отставку. А как иначе назвать предложение назначить на оставленный её пост экономиста и правозащитника Александра Аузана - известного своим, фактически, участием (в 2007-ом году) в коалиции "Другая Россия" (ранее возглавляемой Эдуардом Лимоновым, не скрывавшим свою болезненную любовь к фашизму и благословлявшего нацболов на совершение уголовных преступлений)? Хотя сам Аузан никакого решения не принял, о чем и заявил прессе, - «Пока я никакого решения для себя не принял, и, вообще говоря, официального предложения я пока не получал". Также, он ссылается на "другие обстоятельства и направления деятельности" - кафедру в университете, институт, Ассоциацию независимых центров экономического анализа, проекты, хотя понимает серьезность предлагаемой работы.
"Заведомо конфликтным" называв в интервью Politonline.ru выбор преемника Памфиловой и директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов:
Я считаю, что сам уход Памфиловой не связан с политическими факторами, ее никто не вынуждал и не вытеснял. Совет разнороден и Памфилова была среди тех, кто придерживался умеренно, но все же конфликтных отношений с властью. Там были и есть и более конфликтные люди (тот же Александр Аузан), и менее конфликтные. Но если бы на ее уходе кто-то настаивал или вынуждал - Памфилова бы об этом спокойно заявила. Она человек достаточно откровенный и очень конфликтный, так что все немедленно бы стало известно
Конечно, у нее были плохие отношения с целым рядом представителей власти и в финале она стремится дать максимально конфликтную рекомендацию. Аузан известный правозащитник, но мне кажется, что его назначение откровенно маловероятно. И делая свое предложение, Памфилова это, уверен, осознавала. С моей точки зрения, если Аузан займет эту должность, деятельность совета будет парализована в силу того, что начнутся агрессивные заявления в адрес властей по целому ряду причин и обстоятельств. Так что ее рекомендация - заведомо конфликтный шаг, направленный против людей, придерживающихся точки зрения, что совет по правам человека и развитию гражданского общества должен заниматься правами человека и развитием гражданского общества, а не политикой. Им она пытается напоследок ... скажем так, бросить вызов.
Олег Володин
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...