Самолеты для себя и на продажу
Новейший российский истребитель МиГ-35 успешно проходит испытания, и имеет хорошие шансы стать победителем тендера на поставку 126 истребителей для ВВС Индии. Эта новость активно обсуждается во многих изданиях. Более 200 истребителей МиГ-29 ВВС России прикованы к земле по причине физического старения конструкции - эта новость обсуждается по соседству с первой. Совместить их очень сложно. Известно, что в России есть немало модификаций «29-го», в том числе и вершина - МиГ-35, но вместе с тем 2/3 парка истребителей МиГ-29 не могут подняться в воздух. Как так?
У нас очень хорошие боевые самолеты. Всегда были и есть. Вскоре после Второй мировой, когда в мире остались две реальные силы, они в большом количестве появились и за пределами СССР - изделия отечественного авиапрома стали получать союзники Страны Советов. Иногда поставки самолетов были практически чистой благотворительностью, иногда возмещались вполне живыми деньгами или товарами/услугами, эквивалентными стоимости поставленных машин, но во всех случаях можно было вывести главные объединяющие черты: СССР никогда не поставлял на экспорт свои новейшие машины. И никогда не поставлял машины на экспорт в ущерб оснащению собственных ВВС.
Так было и в корейской войне, где так и не появились ни МиГ-15бис последних серий, ни новейшие МиГ-17, ни бомбардировщики Ил-28, ни другие машины последних типов и модификаций. Так было и во Вьетнамской войне, куда поставлялись МиГ-17 (советского, чешского и китайского производства), китайские же МиГ-19, и вершиной были советские МиГ-21 ранних версий. В небе Вьетнама не появились ни последние модели МиГ-21, ни МиГ-23, ни МиГ-25. Не появились они в конце 60-х-начале 70-х у арабов (тут правда следует отметить, что с территории Египта некоторое время летали советские летчики на разведывательных версиях «25-го», но это была именно командировка советских офицеров, и египтянам данные машины не передавались).
В начале 80-х у союзников СССР появились и МиГ-23, и МиГ-25, но отнюдь не последних модификаций - на экспорт шли машины с упрощенным оборудованием. Такая ситуация сохранилась до конца существования СССР и даже некоторое время спустя - поставлявшиеся Китаю в 90-е годы Су-27 и Су-30 также уступали по возможностям бортового оборудования машинам, состоявшим на вооружении ВВС России.
Однако время шло. Отечественные военно-воздушные силы практически не получали самолетов в 90-е годы, не сильно изменилась ситуация и в начале 2000-х. Первые проблески на горизонте замаячили в последнюю пару лет, с принятием новой программы вооружения, но к этому же времени (вдруг!) оказалось, что авиапарк ВВС России находится в критическом состоянии, а многие самолеты не могут подняться в воздух без немедленного капитального ремонта.
То, что в этом же состоянии оказались ВВС США и ряда европейских стран, основные самолеты которых также были произведены в 80-х - начале 90-х годов, а зачастую и ранее - утешает, но осознание того, что остальные в той же неприглядной ситуации, что и ты сам, не может служить основанием для оптимизма.
Вместе с этим, нельзя сказать, что Россия в настоящее время не имеет новейших самолетов - нельзя. Госиспытания проходят Су-35 и МиГ-35, небольшими сериями отправляются в войска бомбардировщики Су-34, есть и другие интересные проекты. Но уже ясно, что даже проходящие испытание машины будут приняты на вооружение - их придется делить с иностранными потребителями: МиГ-35 настойчиво продвигают в Индии, странах Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америке, Су-35 - в Юго-восточной Азии, и так далее.
При этом как достижение подается планируемая поставка в этом году в ВВС 24 истребителей МиГ-29СМТ, от которых отказался Алжир. По официальной информации, причиной стали политические игры в алжирском руководстве, по неофициальной - Алжир не устроило качество оборудования на поставленных самолетах. В любом случае «осадок» остается крайне неприятный - ВВС России вынуждены пользоваться обносками иностранных заказов, притом, что необходимость их скорейшего переоснащения признана уже всеми.
Ситуацию усугубляет и то, что экспортные заказы очевидно выгоднее для авиапромышленников. Работая на экспорт, они получают выручку в твердой валюте, и при этом большую прибыль с каждой отдельно взятой машины - за рубеж они поставляются дороже, чем для себя, поэтому стремление авиазаводов получить заказ из-за рубежа, даже в ущерб поставкам для ВВС России, объективно объяснимо. При этом заводы, после известных событий, только начинают вылезать из финансовой «ямы», в которой они оказались, а экономическая ситуация их скорейшему восстановлению отнюдь не способствует. В результате получается, что работать и на экспорт, и на собственные вооруженные силы в требуемом объеме они практически не способны.
В этих условиях, информация о разного рода тендерах и конкурсах на поставку авиатехники начинает восприниматься иначе. Если «Соколу» - основному производителю МиГов достанется заказ на 126 машин для ВВС Индии, то, даже с учетом того, что часть этих МиГов будет собираться непосредственно в Индии, у завода может просто не хватить мощностей на выполнение гособоронзаказа. В итоге, говоря образно, мы рискуем оказаться с полными карманами денег, но без оружия.
При этом современный мир отнюдь не внушает оптимизма относительно царящих в нем нравов.
Илья Крамник
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...