Мартовские 'коты Леопольды' Стратегии-31
В марте, как известно, тридцать один день. А это значит, что в ближайшие недели российская несистемная оппозиция будет занята самым привычным для себя делом - мучительными, но бесплодными размышлениями о дальнейшей судьбе развалившейся «Стратегии-31». Правозащитница Анна Каретникова, например, уже анонсировала в своем блоге появление загадочной «посреднической группы», члены которой постараются уладить конфликт между лидерами двух оргкомитетов одной и той же акции, то есть оргкомитета по преодолению разногласий между оргкомитетами. Министерство Правды, так же известное как «комиссия по этике» в «Солидарности» работает давно и успешно, поэтому появление Министерства Любви на обломках «С-31» никого особенно не удивило.
Характерно, что «группа» возникла, судя по всему, исключительно по личной инициативе ее участников, абсолютное большинство которых являются членами федерального политсовета «Солидарности» - либерального движения, прославившегося в основном публичными скандалами, расколами и весьма экзотическим составом руководящих органов. В частности, один из наиболее влиятельных руководителей «Солидарности», правозащитник Лев Пономарев признался, что инициировал запрет ДПНИ.
Никакой практической пользы в новом «миротворческом» начинании на первый взгляд не содержится. В том числе и потому, что лидеры «Стратегии» в перемирии совершенно не заинтересованы. Политический радикал Эдуард Лимонов и правозащитница Людмила Алексеева все так же увлеченно скандалят, обвиняют друг друга в измене и настаивают на скорейшем разводе, то есть решительном политическом размежевании. Но с одним интересным нюансом. Лидер национал-большевиков призывает своих «непримиримых» сторонников размежеваться всего лишь с «коллаборантами», то есть с участниками законной, санкционированной акции. В то время как «коллаборанты» готовы ответить Лимонову не только моральным, но и территориальным бойкотом. Переезд с наскучившей Триумфальной на «исторически важную для всех диссидентов» Пушкинскую площадь считается в их кругах делом уже решенным.
Так что реальная миссия правозащитных «миротворцев» заключается вовсе не в реставрации «Стратегии 31». Чтобы лучше понять их мотивы, рассмотрим наиболее вероятные сценарии для будущей акции 31 марта.
Самым фантастическим сценарием кажется настоящее, полноценное воссоединение оргкомитета «Стратегии» в своем первоначальном виде. В этом случае Лимонов должен будет признать свое поражение перед правозащитниками (которых он уже обвинил в преступном сотрудничестве с властями) и вдобавок показать, что без массовки, организованной «коллаборантами» его «Стратегия», как и он сам, ничего не стоят. А правозащитники в свою очередь должны будут смириться с обманщиком Лимоновым, согласившись с ним в том, что лозунги в защиту Конституции допустимо использовать в качестве обычной формальности при попытках провоцирования массовых беспорядков. Теоретически это, конечно, возможно. Потеря репутации организаторам «Стратегии» не грозит, поскольку терять уже нечего. В этом случае «группа примирения» сможет объявить себя, а значит и «Солидарность» спасителями «Стратегии». Лидер «оранжевых» на Триумфальной площади Борис Немцов превратится не только в главную, но и в главную конструктивную фигуру мероприятия, а добившиеся такого результата члены ФПС «Солидарности» смогут рассчитывать на его особое покровительство в организации. Однако вероятность такого сценария - не более десяти процентов.
Сценарий с вероятностью процентов в тридцать - все останется в том виде, в каком было до сих пор. Два оргкомитета, постоянные скандалы, но одна и общая для всех Триумфальная площадь. Этот сценарий выгоден за счет того, что позволяет организаторам Стратегии сохранять иллюзию массовости своего мероприятия. В реальности на Триумфальную площадь выходит не так много людей, массовка создается за счет милиции, журналистов и простых прохожих. К тому же участники правозащитной акции в ходе проведения мероприятия часто перебегают к «радикалам» и обратно. Если же развести по разным площадкам, то соответственно разделится и массовка, и в этот момент станет ясно, что «оранжевый» король на самом деле голый. В случае сохранения status quo «группа примирения» из «Солидарности» просто усиливает «конструктивного» Борис Немцова, на которого будут смотреть с большой симпатией все участники «Стратегии», недовольные самим фактом ее раскола. Из фигуры успеха - по первому сценарию - он превращается в фигуру надежды.
И, наконец, третий сценарий, наиболее вероятный из всех. Правозащитники вместе со своими сторонниками уходят митинговать на Пушкинскую площадь. Лимонов терпит поражение, поскольку схлынувшая вслед за правозащитниками массовка позволяет журналистам оценить реальное, исчезающее малое число его сторонников. За Алексеевой уйдут, в том числе, и колеблющиеся - поскольку далеко не все, кто с ней сейчас спорит, готовы в случае раскола остаться на Триумфальной площади и тем самым откровенно записаться в «лимоновцы». В этом случае «Солидарность» заявит, что опечалена таким результатом, но принципиально остается над схваткой и поддерживает оба мероприятия, надеясь, что в будущем утраченное единство будет так или иначе восстановлено. Таким образом, Борис Немцов сможет действовать, исходя из соображений политической целесообразности. Захочет, чтобы Запад вновь признал его узником совести - пойдет на Триумфальную, не захочет - посетит Пушкинскую. И везде ему будут одинаково рады, поскольку самое важное, за что теперь будут бороться все участники расколовшейся стратегии - это внимание журналистов. А внимание журналистов привлекается к мероприятию организацией «движухи» и приглашением статусных фигур.
Считается, что организаторы митинга на Пушкинской на «движуху» в принципе не настроены. Это не совсем так. Союзник Людмилы Алексеевой, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов предложил отменить «Стратегию-31» ради возрождения «Марша Несогласных». Алексеева возразила, что такое решение может отпугнуть законопослушную публику. Но понятно, что никто может запретить Удальцову попытаться устроить прорыв и шествие после окончания санкционированного митинга. В отличие от Немцова, Удальцов уже привык к административным арестам, и возможность стать новым лидером всех «радикалов» вместо «сдувшегося» Лимонова кажется ему весьма соблазнительной.
Если у Удальцова все получится, то «Стратегию» на Триумфальной площади можно будет списывать на свалку истории, как совершенно никому не нужную и не интересную затею одинокого политического пенсионера, который старался обмануть всех, но в итоге обманул только сам себя. Отметим, что заявление Сергея Удальцова о необходимости проведении новых «Маршей Несогласных» уже поддержал младший лидер движения «Солидарность» Илья Яшин.
Но даже если «Стратегия», согласно «второму сценарию», останется на Триумфальной площади, выступления Удальцова и Яшина - это перехват у Лимонова неформального лидерства в «радикальной» оппозиционной среде, в соответствии с которым дедушка снова проигрывает.
В народе это называется "куда ни кинь - всюду клин". Вот только винить в этом "Стратегия-31" может только себя...
Анатолий Лантов
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...